Народная песня льется далеко, ибо душою поется она

Более 20 лет замечательный хормейстер Виктор Захарченко руководит Кубанским казачьим хором. За высокое мастерство, за дух оптимизма любят этот коллектив люди разных возрастов и профессий. При отсутствии всякой рекламы и “раскрутки” кубанцы всегда собирают полные залы, что в наше время, согласитесь, явление редкое.

Народный артист России и Украины, профессор, известный ученый-фольклорист Виктор Захарченко осознал просветительскую миссию народного искусства настолько глубоко, что сделал, казалось бы, непосильное для одного человека. На базе Кубанского хора он создал Центр народной культуры Кубани. Есть при Центре и школа, где обучаются 850 детей. Можно сказать, что вся Кубань благодаря Захарченко стала мастерской народного творчества, так как в каждой станице действует самодеятельный коллектив и при нем обязательно — детский ансамбль. Государственной поддержки Виктор Гаврилович не получает. Помогает ему, как может, Екатеринодарская епархия да местная власть в лице Николая Игнатовича Кондратенко.

...Очень живо представляешь себе этого человека стоящим на майдане. Ладная, поджарая фигура. Осанка джигита и артиста одновременно. Гордая посадка головы, волною отброшенный назад чуб... Голос его негромко, но завораживающе душевно выводит:

Скакал казак через долину,
Через кавказские края,
Скакал он садиком зеленым,
Кольцо блестело на руке...

В его песне — клич, которому отзывается что-то исконное, заложенное в генах, на что невозможно не откликнуться славянской душе...

— Я проанализировал несколько тысяч народных песен, чтобы выяснить, за что, за какие идеалы умирали их герои, — говорит Виктор Гаврилович. — И понял, что во все времена русские люди и казаки, как плоть русского народа, гибли, прежде всего, за веру, царя и отечество, за Святую Русь, за матушку-Россию, за други своя, за братьев по православной вере, за волю, свободу и честь, за землю, за Кубань — мать родную... В советское же время — за Родину, за Советскую власть. Умирали за Москву или мстя за сожженные города и села. Никогда герой народных песен не умирал за какие-то материальные ценности и блага — скажем, за золото, богатство, за нефть или газ, за рынок, за дачи и “мерседесы”. И даже не за хлеб насущный, а за честь, совесть...

Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Встать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову,

— звучит мощным набатом Кубанский казачий хор. Скупой дирижерский жест Виктора Захарченко — и чудо песенных разливов, энергия народного праздника захватывают зал. Слушатели подпевают, притопывают и даже присвистывают. И так — на каждом концерте. А когда удаль грозит вылиться за рамки концерта, властная рука дирижера направляет движение действа в лирическую струю. Про любовь и молодые мечты запевают девичьи голоса. Потом — опять взрыв казачьей пляски или сценка станичного быта. Быт этот хорошо знаком Виктору Гавриловичу. Он сам родом из станицы Дядьковской, где и после войны долгое время не было ни электричества, ни радио.

Многодетной семье Захарченко, как и многим в то время, досталось лиха. После засухи 1947 года разразился жестокий голод. Виктор выжил лишь благодаря тому, что хорошо играл на гармошке и был нарасхват на свадьбах.

Подросток, что бойко играл на гармошке, не подозревал, что существуют сольфеджио, другие музыкальные дисциплины и очень огорчился, когда его документы не приняли в музыкальное училище в Краснодаре, а направили в музыкально-педагогическое. Но и там брать не хотели — не владеет музыкальной грамотой. Но Виктор настаивал: “Послушайте хотя бы, как я играю и сочиняю сам”. И нашелся отзывчивый человек, педагог Александр Михайлович Манжелевский. Он поверил в Виктора, взял с условием, что парнишка будет заниматься день и ночь.

Так и было. В 1960 году Виктор окончил училище и поехал в консерваторию в Новосибирск. И вновь счастливая судьба помогла — свела его с выдающимся дирижером Владимиром Мининым, который заведовал тогда кафедрой хорового дирижирования. Потом была Москва, институт имени Гнесиных, аспирантура.

Почему же так резко он повернул от академического искусства к народному?

— Знаете, чем старательнее я осваивал приемы сложного академического хора, тем сильнее чувствовал, что не все в нем меня устраивает, — отвечает он. — Однажды вдруг понял: никто из нас, грамотных, знакомых с техникой вокала, не поет так, как у нас в станице Дядьковской.

— И как же поют там? — спросила я.

— У нас в станице, когда пели — плакали и умирали, отдавали всю душу, — ответил маэстро. —Однажды запала мне песня участницы фольклорного коллектива Анны Ивановны Корень. Как чудесно выводила она первый голос — описать невозможно. Стал расспрашивать, откуда, мол, такое умение, давно ли поет? Анна Ивановна и говорит: “Как же мне не петь — мама умерла рано, а у отца нас одиннадцать детей, я одна дочка, остальные сыновья. Четверо моих братьев погибли в гражданскую, а шестеро в Великую Отечественную. Вот и хочу я так спеть, чтобы они на том свете услышали меня и порадовались, что помню о них...”

В народной песне, конечно, важно усвоить мелодию, лад, ритм, многоголосие, считает Виктор Захарович. Но главное — научиться ее чувствовать. К этому, по его мнению, профессионалов ведет пока один-единственный путь—сотрудничество с певцами — носителями фольклора.

Сначала мы самостоятельно разучиваем песню, — рассказывает Захарченко. — Потом приезжаем в станицу и начинаем петь вместе с народными мастерами. И обнаруживается множество тонкостей, о которых даже и не знали...

Так работает Захарченко. И это — большая, но благодарная работа. Вот почему столь непосредственно и благодарно откликаются на выступления Кубанского хора его слушатели. Измученные “попсой”, люди на концертах кубанцев отдыхают душой, ободряются духом, воспринимая ту благотворную энергетику, что передают в зал артисты.

Один из концертов кубанцев в столице был посвящен 185-летию Кубанского хора. Ведь нынешний коллектив ведет свою родословную от Войскового певческого хора Кубанского казачьего войска и считает себя его прямым наследником. Наряду с новым репертуаром Виктор Гаврилович вернул к жизни те исторические военные и духовные произведения, что входили в репертуар предшественников. Сегодня они звучат по-особому впечатляюще.

...Нынче хор редко бывает в столице. Слишком велики материальные трудности артистов. Но соскучившаяся московская публика всегда с восторгом слушает новые песни и, конечно, требует повторения любимых “Распрягайте, хлопцы, коней”, “Взял бы я бандуру”... Концерт затягивается допоздна. И не все в зале знают, что его дирижер и руководитель совсем недавно встал на ноги после тяжелейшей автомобильной катастрофы, что ходит пока с большим трудом, а металлический штырь в бедре причиняет боль при всяком движении. Но он всегда отвечает на приветствие зала, кланяется, желает всем здоровья и добра.

— Виктор Гаврилович чудом остался жив, — поделился со мной близкий друг и коллега Виктора Гавриловича композитор Александр Дудник. И Всевышний не просто даровал ему жизнь, но преобразил духовно, поднял на новую ступень.

Как только Захарченко пришел в себя, он перечитал Никитина, Тютчева, Есенина, философов Соловьева, Ильина, стихи иеромонаха Романа, духовные сочинения Иоанна Златоуста. Многое передумал, переосмыслил. И все, что делает сейчас этот одержимый творчеством человек — это блистательно, — считает Дудник.

— Я уверен, если бы Захарченко давали по 20—30 минут в неделю на одном из общероссийских каналов телевидения, его песни, его творчество произвели бы колоссальное воздействие на слушателей, способствовали бы духовному очищению людей, молодежи, — говорит Дудник. — Но кто же даст ему эти 20 минут?!

Невозможно не разделять эту страстную убежденность. Хочется верить, что подлинное искусство пробьется и на телевидение. А поклонников Виктора Захарченко ждут новые встречи с ним, новые песни и баллады вдохновенного мастера.

Людмила БАРЫКИНА.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить