Играй, душа моя, балалайка!

— Во дает, во наяривает!..

— В оркестре, наверно, учился...

(Из разговора в Московском метро-переходе)

Вернемся, однако, дорогой читатель, в норвежский город Сеуду. О нем мне уже довелось писать в прошлом году о фестивале “День благоденствия”, фактически вылившимся в фестиваль норвежско-российской дружбы. В нем принимал участие и малюсенький музыкальный коллектив, о котором ниже пойдет рассказ, —квартет “Московская балалайка”.

В День благоденствия в главном концертном зале Сеуды, или проще, если по-нашему, городском Доме культуры, зал дважды вставал с мест. Первый раз — при исполнении детским духовым оркестром норвежского гимна. Второй — по завершении концерта квартета “Московская балалайка”, артисты которого помимо других россиян были приглашены на праздник. Зал аплодировал им стоя, аплодисменты перешли в овацию. И Александр Горбачев (балалайка), Владимир Ионченков (домра-альт), Игорь Коновалов (баян), Юрий Биржев (балалайка-контрабас) снова брали в руки свои музыкальные инструменты. Из-за кулис опять и опять выходили певцы-солисты Галина Панкова и Андрей Фетисов.

Русская народная мелодия покорила — иного слова и не нахожу — жителей маленького норвежского города, затерявшегося в самом конце бесконечно длинного фиорда. Я сам был до предела взволнован и думал: это надо же, преодолел из нашей белокаменной немалый путь, чтобы добраться до этого “медвежьего угла” и насладиться здесь игрой столь славного квартета. В Москве чего только не услышишь, а балалайку — разве только в подземном переходе.

Что ж, спустя более года, спросит читатель, пишешь обо всем этом? Не поздно, отвечу: сегодня руководителю квартета “Московская балалайка” Владимиру Ионченкову исполняется 50 лет. Самое время рассказать о нем и его друзьях. Впрочем, предоставлю слово юбиляру.

— Домру, ее называют также старшей сестрой балалайки, я взял в руки случайно — еще в пионерском лагере, — рассказывает Владимир Николаевич. — Шел поступать в драматический кружок, а попал в оркестр русских народных инструментов. После лагеря сразу же отправился во Дворец пионеров на Ленинских горах и попал в знаменитый ансамбль Владимира Сергеевича Локтева. Затем поступил в Московский институт культуры и параллельно пять лет работал в этом ансамбле педагогом...

В армии Володя Ионченков “служил” в ансамбле песни и пляски Московского военного округа под “командованием” художественного руководителя народного артиста России, профессора Александра Федоровича Тупицина. После армии перешел в Государственный русский народный оркестр имени Н.П. Осипова. Как видим, послужной список у нашего музыканта-юбиляра требует снять шляпу. Снимаем ее.

“ПРАВДА” — Интернет” не часто публикует так называемые “юбилейные очерки”. Сегодня делаем это помимо всего еще и потому, что квартет “Московская балалайка” и ее руководитель являются давним другом нашей газеты.

— Собственно, — говорит Владимир Ионченков, — “Правда” дала нам путевку в большой зарубежный мир...

Впервые Ионченков попал на гастроли за границу еще служа в армии. Ансамбль песни и пляски МВО был приглашен в Ирак — страну совершенно иной музыкальной культуры. А между тем концерты нашего военного ансамбля проходили там, говоря по-русски, “на ура”. Багдад, Вавилон... Арабская экзотика... На молоденького солдата с домрой — не автоматом! — в руках все это произвело жутко глубокое впечатление.

— Я понял тогда, — усмехнулся Владимир Николаевич, — что домра, балалайка действуют надежнее любого оружия, и если нужно покорять кого-то, то лучше всего это делать русской песней...

Однако проходили годы, Ионченков (уже в составе квартета солистов оркестра имени Осипова, как раньше называлась “Московская балалайка”) объездил необъятную нашу страну вдоль и поперек, а вот на гастроли за рубеж ему больше попасть не удавалось: не дорос, мол. Как вдруг лет пятнадцать назад в Госконцерте говорят, что в Колумбии газета “Голос пролетария” проводит свой ежегодный праздник, участвовать в котором намеревается “Правда”. А “Правда” помимо прочего должна иметь свою культурную программу. Не поедет ли Ионченков с делегацией “Правды” в Колумбию?

— Мы поехали, — рассказывает Владимир Николаевич, — и, видимо, неплохо поработали, в Колумбии, поскольку нас пригласили в Колумбию и на следующий год.

С тех пор квартет “Московская балалайка” вдоль и поперек объездил и весь “земной шарик” — Европу, Африку, Азию, в США почти во всех штатах “отыграли”... И что примечательно. Часто после первых гастролей квартет снова приглашали в ту либо другую страну. В Шотландии он побывал семь раз — на днях рождения Роберта Бёрнса, которые отмечают тут ежегодно. Русскую балалайку слышали стены старого домика, где родился великий поэт...

— Кстати, об этом в Шотландии много писали в газетах, а у нас, в России, ни строчки, — снова усмехнулся Ионченков, добавив: И не только об этом...

Как-то в Москву прилетел из Франции молодой энергичный провансалец Жак Брюни — директор ассоциации “Баллада”, организатор фестивалей народной музыки. В нашей столице он прослушал около сотни самых разных творческих коллективов и остановился на квартете Ионченкова, пригласив его на гастроли к себе на родину. Поехали туда наши музыканты, “отыграли” весь юг страны. Приглашают туда же снова, вторично. Не наскучить бы. Слушатели ведь те же и русские мелодии не перекроишь. Может, разбавить их мелодиями французскими?

Жак Берни, услышав это, аж подпрыгнул на месте:

— Вот что я вам скажу, месье: вы попали в самую точку! У меня есть предложение: я вам дам старинные французские рождественские мелодии, а вы их обработаете под свой квартет и приедете к нам в Прованс на рождественские праздники. Это всех в Провансе потрясет!

— Потрясло прежде всего нас, — продолжал рассказ Ионченков. — В Москве по факсу мы получили от Жака обещанные мелодии и сильно были обескуражены: на каждую из них приходилась лишь одна нотная строка. Ни гармонии, ни даже намека на то, как сами французы исполняли или исполняют эту свою старинную музыку. Однако, скажу я вам, Саша Горбачев у нас не только виртуоз-балалаечник, он один из лучших в России виртуозов-балалаечников, музыкант от Бога! А Юрий Биржев! Не просто контрабас-балалаечник. Он закончил Воронежский институт искусств, ассисентуру Ленинградской консерватории, был ассистентом оркестра Осипова, был концертмейстером группы альтных домр. А жизнь отдавший баяну Игорь Коновалов! Иначе говоря, команда у нас по всем показателям хорошо подготовленная, и мы принялись за дело...

Они очень старались и, как могли, обработали-таки старинные французские мелодии, дали им гармонию и, записав их на бытовом магнитофоне, отправили пленку экспресс-почтой Жаку в Авиньон. И он тут же прилетел в Москву, заказал студию, где квартет записался уже на профессиональную пленку. С ней Жак улетел во Францию, нашел там подходящую певицу, чтеца...

У этой фантастической, по-своему приключенческой истории много необыкновенных страниц, но раскроем последнюю. Квартет “Московская балалайка” был приглашен во Францию с программой “Рождество в Провансе”. Русский народный квартет, два месяца путешествуя от собора к собору, выступал здесь перед южанами Франции с их старинной народной музыкой. И в очередной раз покорил слушателей. Аплодировали они. Аплодировала пресса.

— Почему же в Москве о вас молчат? — возвращаюсь к вопросу, затронутому моим собеседником.

— А бес их знает, — отвечает Владимир Ионченков. — Представляете, мы три года подряд проводим, а иные собираемся в четвертый раз проводить, фестивали “Музыкальная осень в Тушино”. В этих фестивалях участвовало более пятидесяти солистов Большого театра и других всему миру известных певцов. Назову лишь некоторых: Артур Эйзен, Александр Ведерников, Владислав Пьявко, Валерий Барыкин, Нинель Ткаченко, Ирина Журина, Александр Ломоносов, Ренат Ибрагимов, Анатолий Соловьяненко, Леонид Сметанников... И что же? Только одна газета откликнулась маленькой заметкой.

— На телевидении почему не выступаете?

— На телевидении, как в прошлую субботу — помните? — писала “Правда”, с артистов требуют за выступление денег. А это для нас не столь разорительно, сколь унизительно. Впрочем, мы не очень досадуем. Наш квартет и без телевидения везде знают, и наши залы всегда полны. Куда бы ни ехали, нас ждут...

А бывает Владимир Ионченков с друзьями поистине в самых разных сторонах родной страны и, повторюсь, всего света. Вот передо мной одна из последних афиш. Квартету “Московская балалайка” предстоит турне по городам Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Самара, Пенза. Затем — по Австралии...

А я снова возвращаюсь памятью к норвежскому городку Сеуда, где жители его — слушатели квартета — дружно встали со своих мест и аплодировали, аплодировали. А ведь слышали русскую балалайку впервые.

Станислав ПАСТУХОВ.
Сеуда—Москва.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *