Атомоход “Ленин”...Под огненный нож

О судьбе ледокола, открывшего новую страницу в истории освоения Арктики, рассказывает обозреватель “ПРАВДЫ — Интернет”, почетный полярник Советского Союза Владимир Чертков.

Не верится, но атомный ледокол “Ленин” — гордость российского флота, первое в мире надводное судно с ядерной энергетической установкой, открывшее новую эру в истории освоения Северного морского пути, решили порезать на металлолом. В Мурманском морском пароходстве уже издан приказ по этому поводу. А ведь атомоход, явившийся еще и школой для нескольких поколений моряков-атомщиков — национальное достояние, корабль, если хотите, символ, знак, с исчезновением которого урон понесет наше самосознание.
Без атомохода “Ленин”.
Без атомохода “Ленин” не мыслю Арктику последних десятилетий. Сам не раз ходил на нем. Помню, как мы прорывались на ледоколе, ведя за собой транспорт, к полуострову Ямал, где были открыты богатейшие, огромные запасы газа. Едва состоялась высадка первопроходцев, как нагрянул снежный шторм, когда на вытянутой руке я не видел пальцев — все застилала белая пелена. Успевшие сойти на берег, разместились в зимовье, спали вповалку, ну, самое время заскулить от безнадежности положения, однако мы знали, что в шести километрах от полуострова стоит “Ленин”, и это вселяло силу, ибо стихии противостоял богатырь, который никогда не оставит нас в беде.
Только один, маленький пример из истории “Ленина”. Я ходил в арктические походы с тремя его капитанами, но особенно запомнились Юрий Кучиев и Борис Соколов — Герои Социалистического Труда, последний до сих пор руководит экипажем первого атомохода — вот уже 36 лет.
Опыт эксплуатации ледокола “Ленин” дал возможность спроектировать и построить атомоходы второго поколения — “Арктику”, “Сибирь”... Один впервые в истории мореходства в активном надводном плавании достиг Северного полюса в 1977 году. Другой повторил этот подвиг, тоже идя неведанными путями, десять лет спустя. В обоих походах я участвовал, помню, как играли в футбол на верхушке Земли, помню, точно наяву, хотя это и было 22 года назад, голос Кучиева с капитанского мостика “Арктики”: “Убрать арбузные корки с Северного полюса!” Да, мы ели арбузы на том самом месте, к которому стремились многие полярники, стремились, умирая от голода и холода, но так и не добрались до него. До нас здесь побывал в начале века лишь американец Пири, и то не с первой попытки.
Рассказываю все это, чтобы подчеркнуть значение “Ленина”. Рассказываю все это, чтобы подчеркнуть значение жизни Следзюка — первого главного механика “Ленина”, Героя Социалистического Труда, много сделавшего для отечественного атомного флота. Все его звали Калинычем, удивительно доброго, с застенчивой улыбкой человека. Когда однажды пришла беда, он смело отвел ее, получив дозу радиации, которая и свела его потом в могилу. Смелые, мужественные, мудрые люди в летописи “Ленина”.
А теперь просто цифры. Построенный трудом более 500 коллективов страны, корабль принял участие в 26 арктических навигациях, провел около 4 тысяч судов, пройдя расстояние, равное 30 кругосветным плаваниям. Его вклад в освоение Арктики неоценим.

Владимир ЧЕРТКОВ.
Почетный полярник Советского Союза.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы