АБДАЛЛАХ ОДЖАЛАН АРЕСТОВАН Анкара довольна. Но не рано ли?

Не суть важно в конце концов после каких хитроумных комбинация спецслужб Анкары Абдаллах Оджалан, лидер курдов, которые борются за выход населенных ими территорий из состава Турции и создание своего независимого государства, попал в руки к своим врагам.
Более важны последствия того, что А. Оджалан оказался в турецкой тюрьме и теперь ему грозит судебный процесс с уже объявленным приговором – смертной казнью. Волна акций насилия, с которой курдская диаспора в Европе обрушилась на действительных и мнимых виновников того, что их кумир оказался в заточении, скоро покажется “цветочками” по сравнению с “ягодками”, которые уже начали или будут собирать вольные или невольные участники этой лихо закрученной интриги.
У правительства Греции есть серьезные опасения за судьбы своих граждан, особенно официальных представительств за границей, так как А.Оджалана турки сумели каким-то образом извлечь из греческого посольства в нигерийской столице Найроби. Не меньше в Афинах недоумевают, как это они умудрились помочь своим “заклятым” врагам из Анкары. То, что головная боль появилась у нигерийцев, само собой понятно.
Израильтяне, отстоявшие свое представительство в Берлине от нападения толпы курдов (трое из них были застрелены охранниками) столкнулись с проблемой иного рода. Многие наблюдатели не сомневаются, что столь резкий отпор хулиганствующей толпе был неслучаен. Ведь широко известно, что у разведки Израиля в Восточной Африке работают отличные кадры, которые обладают солидными связями.
Известно и то, что израильско-турецкое сотрудничество охватывает также область тайных войн. Так что досужим умам грех не приплести агентов Моссад к поимке А.Оджалана. Остальные государства страдают от курдских акций как бы заодно.
Да и радость властей Анкары в связи с тем, что они выполнили свое обещание захватить этого врага Турции №1 кажется недальновидной. За несколько дней ареста А.Оджалана они дали курдскому освободительному движению то, в чем оно нуждалось с 1919 года и чего не могло добиться. Это движение получило героя – вождя каким “товарищ Абдаллах” стал в глазах всех 40 млн курдов, проживающих в Турции, Ираке, Иране и Сирии, которые оказались расселены по этим государствам на сопредельных территориях решением держав Антанты, победивших в I Мировой войне.
До этого ареста А. Оджалан был только лидером Курдской рабочей партии (ППК). Она вела за собой курдов населявших Восток и Юго-Восток Турции. Да и то не всех, а тех кто разделял провозглашаемые этой партией идеи марксизма – ленинизма. В населенном курдами Северном Ираке мощная Демократическая пария Курдистана и местные племенные кланы (например, Барзани) и союзниками ППК по большому счету никогда не были. Мысли о великом Курдистане их тоже не посещали. Лидеры этих курдов боролись, в том числе с оружием в руках, за автономию, но не за независимость. А значительная часть курдов Ирака и этого не хотела. Не мечтали о единстве и независимости их иранские и сирийские собратья. Теперь появление символа единства и независимости мученика А.Оджалана будет способствовать нарастанию в среде курдов именно таких устремлений.
Похоже, что гражданская война, которая уже почти 20 лет идет на турецких территориях, населенных курдами, теперь может через государственные границы проникнуть и к их собратьям в соседние страны. Тем более что в северном Ираке, где у ППК всегда действовали базы и лагери по подготовке боевиков, она уже давно идет. Вот и сейчас более 10 тыс турецких аскеров и отряды ДПК сражаются там с вооруженными отрядами под руководством Османа Оджалана – сына А. Оджалана, и последние стойко держатся.
Можно сказать что ближневосточный кризисный узел стал еще туже. Во-первых, ныне любая акция, к примеру, против расположенных в Турции частей и подразделений ВВС США И Великобритании может быть списана, скажем, Багдадом на разгневанных курдов. И т.д и т.п.
Весьма своеобразно в этот конфликт между курдами и Анкарой оказались вовлечены некоторые страны СНГ. Россия, поскольку, проживающая в Москве курдская община (20 тыс. человек) очень активно ведет себя на улицах Москвы. Но главная ее сила даже не в этом, а в том что некогда ППК создавалась с советской помощью как один из отрядов мирового коммунистического движения, можно предположить, что и связи в Москве у нее остались. Затем Баку. Вспомним скандал начала этого года вокруг нынешнего азербайджанского лидера Гейдара Алиева, которого свергнутый президент этой закавказской республики Эльчибей обвинил в непосредственном участии в организации этой партии. Наконец, Ереван. В Армении устремления курдов к независимости всегда находило понимание на уровне национального самосознания – неприятия турецкого национализма.
Одним словом, турецкий премьер Бюлент Эджевит, гордо заявивший три дня назад о задержании А. Оджалана, должен быть достаточно озабочен. С одной стороны, ему достался “ящик Пандоры”. Если курдский лидер заговорит, то у слишком многих в шкафу обнаружится по скелету, по два, а то и по три. Причем и у верных друзей Анкары. А если он погибнет героем – борцом за независимость, то у курдов, и не только турецких, появятся все основания взывать за помощью к мировому общественному мнению, к объединенной Европе, ООН, даже к НАТО. В любом случае для этого у них не меньше оснований, чем у косовских албанцев, рвущихся к независимости от Белграда. Эта параллель слишком очевидна.

Александр КУЗЬМИЩЕВ

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить