Подвиг: десять лет спустя

Военный обозреватель “Правды”, присутствовавший на выводе войск из Афганистана, размышляет:
Страна отметила 10-летие со дня вывода советских войск из Афганистана. Впервые за десять лет отметила достойно, назвав действия советских воинов на территории южного соседа подвигом во имя интересов своего государства, своего народа, образцом выполнения солдатского долга.
Выступая вечером 15 февраля на торжественном вечере воинов-“афганцев” в Кремле, председатель правительства России Евгений Примаков сказал, что в “афганской” операции тогдашние политики Союза оказались не на высоте. И это самый первый урок тех событий. Зато на высоте оказалась армия, ее солдаты и офицеры. Они совершили подвиг, и все мы кланяемся им за это. И в этом — второй урок из “афганской” войны.
Читатель помнит, что год от года в официальных российских СМИ пребывание советских войск в Афганистане все с большей страстью всячески подвергалось грубым нападкам, воинов-“афганцев” называли оккупантами, их службу, боевые действия без зазрения совести поливали грязью.
Может быть теперь, после государственной оценки премьера, все встанет на свое место? Дай-то, как говорится, Бог.
Не могу не высказаться по поводу первого урока, о котором говорил Евгений Примаков. Наши политики, как я помню, оказались не на высоте и при выводе войск из Афганистана. Дата вывода, как известно, была названа заранее. И вдруг по команде со Старой и Смоленской площадей ее приказали замалчивать. Собравшимся в Кабул на проводы войск журналистам центральных газет и в ЦК и в МИДе посоветовали повременить с отъездом.
Помню, приехал со Старой площади наш главный редактор Виктор Афанасьев и вызвал меня к себе.
— Собрался в Кабул? — спросил он. — Отбой, как говорят у вас, у военных. Запрет полный.
— И для “Правды” запрет?
— Да, и для “Правды”. Так что трудись дома.
Не внял я главному. Побежал в Генштаб. Генерал армии Михаил Алексеевич Моисеев развел руками.
— Ну что я могу сделать? Приказ, он и для меня приказ.
Уговорил я начальника Генштаба, по старой, как говорится, дружбе. Ведь уж и с военными транспортниками договоренность полная, и в сороковой армии меня готовы встретить, и наш правдинский собкор Вадим Окулов ждет не дождется.
Спасибо Михаилу Алексеевичу, пробил он мою командировку в Кабул. В тот же день высокие инстанции дали “добро”. И на утро “ИЛ-76” военно-транспортной авиации взял меня на борт до Ташкента. А там уж и рукой до Кабула подать. Вэтэашники и там оказались читателями “Правды”, добрыми людьми.
И вот в Кабуле я увидел наших высоких политиков отнюдь не на высоте. Эдуард Шеварднадзе и Владимир Крючков в угоду Наджибулле, тогда еще товарищу Наджибу, всячески затягивали с выводом войск. Их посланцы, я их видел и слушал сам, они ходили по казармам 103-й воздушно-десантной дивизии, вербовали “охотников” остаться в Афганистане для охраны правящего режима, дороги Кабул—Хайратон. Было обещано по тысяче рублей в месяц солдату, по три тысячи сержантам, по пять тысяч офицерам.
— В стране у нас, знаем, бедно, — говорил мне начальник политотдела. — Но даже за самые большие деньги ни один из наших солдат не согласился торговать своей кровью и жизнью.
Словом, затея с “добровольцами” у политиков провалилась. И вывод войск состоялся в назначенный срок.
Однако для полноты впечатлений еще один факт. Когда генерал Громов вывел 40-ю армию домой, ее никто из руководства не встречал. И командарм доложил министру обороны в Москву из Термеза по телефону. Выслушав, министр ответил:
— Добро. Следуйте в Киев, принимайте новую должность.
Ни “здравствуй”, ни “до свидания”, ни “благодарю за службу”.
10 лет прошло с того дня. И старший сын командарма, тогда подросток Максим, стал офицером, семьянином. И уже произвел молодого генерал-полковника в чин обожаемого деда. Многие из “афганцев”, получивших ранения, увечья на той войне, ушли из жизни. Многие досрочно стали пенсионерами. Жизнь продолжается. Но никогда из их памяти не уйдет то геройское и славное время, когда солдат с гордостью называл себя интернационалистом и служил Отечеству за “речкой” Аму с достоинством и честью.
В день 10-летия вывода войск вся страна впервые с особым подъемом отметила “афганский” подвиг своих сыновей. В Кремле, к слову сказать, собрались две тысячи посланцев России и три — приехали из всех бывших республик великого Союза Советских Социалистических Республик.
Жаль, что не прозвучала на кремлевском сборе бессмертная мелодия Гимна СССР. Она была бы там уместна и желанна.

Василий ИЗГАРШЕВ.
Военный обозреватель “Правды”.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить