Давос и ныне там

Пока наша отечественная пресса в последнюю неделю прошедшего января начинала в Москве свои обычные причитания по гибели России и падению очередного нашего правительства, его глава Евгений Примаков только-только дебютировал в этом своем новом качестве на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
На Форуме о Москве и ее делах говорят уже не первый год все ведущие государственные деятели, политики и высококлассные профессионалы-специалисты в экономике. Но, пожалуй, впервые они услышали от премьер-министра России не о том, что все идет хорошо, а то, что проблем слишком много для того, чтобы предаваться беззаботному оптимизму.
Реформы нужны, и они будут проводиться в жизнь, но не любой ценой и без суетливой спешки. Таков был лейтмотив выступлений Е.Примакова на специальном заседании, посвященном России, и ряде двусторонних переговоров, которые он провел в Давосе. Особенно настойчиво Е.Примаков проводил эту идею во время встречи со Стенли Фишером, заместителем директора-распорядителя Международного валютного фонда.
Вторым лейтмотивом выступлений Е.Примакова в Давосе было его устойчивое повторение тезиса о том, что Россия остается важным игроком на мировой арене благодаря своему потенциалу, в том числе и военному, и Москву не устраивает “однополярный мир”. То есть мир, где ведущую роль играют США.
Общий итог давосского дебюта Е.Примакова может быть сведен к следующим очевидным фактам.
Во-первых, он на весьма авторитетном международном Форуме в свойственной ему простой и доходчивой манере изложил позицию России по всем наиболее актуальным внутренним и внешним политическим и экономическим проблемам и был услышан. Теперь мяч на поле наших партнеров по диалогу на всех азимутах.
Во-вторых, Е.Примаков пригласил одного из главных после 19 августа 1998 года критиков России С.Фишера посетить Москву. Последний принял это приглашение и весьма многозначительно заявил, что сделает это сразу после визита в Бразилию, куда он уже отправился после окончания Давосского форума. Иными словами, через своего заместителя директора-распорядителя МВФ дал понять, что в иерархии интересов этой организации Россия сохраняет одно из приоритетных мест. Именно это позволило Е.Примакову оценить его встречу с С.Фишером как “очень плодотворную”. Что Е.Примаков, что председатель российского Центрального банка Виктор Геращенко утверждают, что вопрос о предоставлении кредитов России в данном случае не поднимался. Но ведь и так ясно, что обе стороны имели ввиду.
Таким образом, пожалуй, впервые Запад услышал то, что хочет Россия для себя. Но не только от Запада, а от себя же самой. 

Александр КУЗЬМИЩЕВ

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить