Тамару Рохлину держат в тюрьме ... Вожди КПРФ?

С полковником Московского УКГБ Евгением N. мы познакомились в сентябре 1991-го. Через две недели после гибели трех ребят у Калининского моста на Садовом кольце он пришел в редакцию “Правды”, где я работал, и принес интереснейшие документы. Это были ксерокопии карточек, какие врачи “скорой помощи” заполняли в ту трагическую ночь на каждого раненого или убитого. Получалась интересная картина: по толпе, окружившей БМП, кто-то стрелял из окон домов, а кто-то вел интенсивную телефонную истерию, вызывая одну “скорую” за другой. Ткнув в одну из карточек ногтем, гость сказал:

- Смотрите: у этого вся грудь чем-то исщерблена. Не пулей же. Такое ранение бывает после выстрела из дробовика...

Для газетчика это был неоценимый материал. Оригиналы тех карточек через несколько дней мне показал зам.главврача Института им. Склифосовского, достав из личного сейфа.

Потом мой неожиданный помощник принес копии результатов паталогоанатомических вскрытий погибших, произведенных судебно-медицинскими экспертами. Из их заключений явствовало, в частности, что один из убитых был трезв и жизнь его оборвала шальная пуля, выпущенная БМП. А в крови другого, упавшего с боевой машины и задавленного гусеницами, присутствовал алкоголь. Через несколько месяцев об этом открыто заговорили газеты.

Осенью 97-го Евгений, с которым мы уже перешли на “ты”, подсказал, каким путем можно “выйти” на Валерия Стрелецкого - отставного начальника отдела “П” коржаковской СБП. Он тогда интенсивно работал над книгой и рассказал сенсационный факт. Оказывается, не кто иной, как олигарх Гусинский финансировал КПРФ на парламентских выборах 1995 года, причем, делегировал в список компартии своего посланца - сотрудника аналитического центра “МОСТА” В. Воротникова. Этот факт я опубликовал в газете, он вошел в книгу, и никаких опровержений не последовало...

Рассказываю это потому, что привык доверять Евгению, хотя за прошедшие годы наши контакты не были частыми. Чувствовалось, что после многократных чисток КГБ и расчленения его на множество структур, источников информации у полковника-отставника заметно поубавилось. Однако на днях он приехал показать поделиться наблюдениями, которые были созвучны и моим мыслям. Покалякав о том, о сем (как жена, дети, где работаешь?), отставной чекист показал аналитическую справку, повергшую меня в некоторый шок. Привожу по памяти некоторые фрагменты:

Совершенно секретно

...Илюхин был в свое время, еще при жизни генерала Рохлина, противником сближения ДПА с московским мэром, а после убийства генерала сделал все, чтобы ДПА стала придатком КПРФ и не продолжала сближения с Ю.М. Лужковым. Именно Илюхин обеспечил прокуратуре фактическую свободу от давления со стороны Думы и ДПА в деле Тамары Рохлиной, ибо он имел сведения о том, что Тамара Павловна склоняла мужа к союзу с Ю.М. Лужковым и дистанцированию от КПРФ.

...А именно в случае, если Ю.М. Лужков поспособствует освобождению (до суда) Тамары Павловны Рохлиной, можно быть уверенным, что по выходе на свободу она выступит с резкими антикоммунистическими, антиилюхинскими и пролужковскими заявлениями.

Когда я раз десять прочел эти откровения, Евгений приступил к своей излюбленной манере - задавать вопросы:

- Как ты думаешь, почему после убийства Льва Рохлина председателем Движения в поддержку армии избрали именно Илюхина?

- Ну, это логично. Оба, кажется, в феврале-марте прошлого года начинали процедуру импичмента Ельцина. У Льва Яковлевича было немало данных о разрушении армии, снижении обороноспособности, самоубийствах офицеров и так далее. Их интересы совпадали.

- А ты помнишь, как ставил вопрос Рохлин? Импичмент Ельцина и передача материалов в Международный суд в Гааге. А в новой редакции импичмента этот пункт исчез. Ты не задумывался, почему? Будь жив Лев Яковлевич, он бы наверняка готовые материалы направил в Гаагский суд, не дожидаясь, чего по ним решит Дума. Ведь ее спецкомиссия признала Ельцина виновным по всем пяти пунктам. А теперь представь: 13-15 мая она не наберет 300 голосов депутатов. Ну, не проголосует Дума за выдвижение официального обвинения - что тогда? Вся работа коту под хвост? Получится, как у того пьянчужки, который пытался кошку стричь: визгу много, а шерсти мало. А Лев Яковлевич всегда боролся за конкретный результат: изо всех сил добивался отставки Ельцина и готовил ее.

Вспомни: какие активные действия предприняло ДПА после гибели Льва Яковлевича? Какие провело фирменные акции? Вот и я не помню. Виктор Иванович весь под контролем руководства фракции КПРФ. А оно никакой инициативы позволить ему не может. Вождь должен быть один - Геннадий Андреевич. Для Илюхина ДПА хороший плацдарм избавиться от зюгановского гнета, выдвижения собственной кандидатуры в президенты. О такой возможности он уже, кстати, заявил.

- После того, как Зюганов в октябре 97-го снял подписи фракции под требованием отставки правительства Черномырдина, у Льва Яковлевича начались трения и с Зюгановым, и со всей этой импотентной камарильей из КПРФ. Он мне сам об этом рассказывал.

- Да, конечно, отвернувшись от Зюганова, генерал в поисках союзников дрейфовал в сторону Лужкова, но Илюхин был против этого сближения. Он располагал сведениями, что Тамара Павловна склоняла муж к разрыву с бестолковой и беспомощной КПРФ и советовала идти на союз с Лужковым. Похоже, Витя действительно старался, чтобы этот альянс не состоялся.

Кстати, ты не обратился внимания, что он сказал в Думе, вернувшись с места убийства? Мол, нельзя исключать и бытовой версии. Заметил: не “политической”, а “бытовой”! Тут все, как у Штирлица: “Запоминается всегда последняя фраза”. Вон и Скуратов перед телекамерами о том же: дескать, “склоняюсь” к бытовой версии. Он что - ребенок? Не понимает, что генпрокурор, надзирающий за следствием, не имеет права делать такие заявления? Любой адвокат опротестует обвинительное заключение под предлогом, что Скуратов своим “признанием” предопределил направление “следствия”, оказал на него давление и так далее.

- Вообще-то мне давно кажется непонятным, что Виктор Иванович ни на одном публичном выступлении ни разу не заступился за Тамару Павловну, не потребовал от генпрокуратуры ее освобождения. Чего они столько месяцев копались, если им с первых минут “все было ясно”?

- Не то слово. Что, разве Движение в поддержку армии, все бывшие соратники и друзья не могут организовать митинг за освобождение из-под стражи Тамары - хотя бы до суда? Для них это святое дело! Однако ж, нет! Вдову генерала, как последнюю уголовницу, засунули в переполненную камеру, где и семерым-то не продохнуть. А туда, как селедок, понапихали 50 баб, а ей даже койки не дали. Заставили спать на полу. С ее-то болячками! А дома, ты знаешь, неизлечимо больной сын. Эта разлука ее просто убивает. Все делается для того, чтобы она “призналась” в убийстве мужа. Скажи-ка, кто тебе из “гэкачепистов” в “Правду” из “Матросской тишины” писал? И как ты их мемуары получал?

- Элементарно - через адвокатов. Первым был Шенин. Потом Варенников, Янаев, за ним — Тизяков, Бакланов, Лукьянов... Крючков через Юрия Иванова направил открытое письмо Ельцину. Злое такое, обличительное...

- Вот-вот, а от Рохлиной за девять месяцев - ни строчки. Почему?

- Вообще-то еще осенью я предлагал ее адвокату Бурмистрову попросить Тамару Павловну написать пару страничек о том роковом дне - он отказался.

- А потому что она может выдать такое, от чего кое-кому станет несладко. Например, напишет о том, кто в первую очередь был заинтересован в ликвидации Рохлина. Она же знает, кто ему угрожал и за что. Он ведь на такие дела вышел! Да ты же писал, что она звонила его помощникам в Думу и просила: “Ребята, берегите Льва Яковлевича”. Верно? А если Тамара начнет рассказывать о причинах разногласий между ним и верхушкой КПРФ - разве это не ударит по реноме Зюганова и Селезнева? Зачем им эти разоблачения двойных играх, да еще преддверие парламентских выборов?

Ты же публицист - знаешь силу слова. Представь, что будет, если она в красках опишет, да еще со своими комментариями, как фракция КПРФ, вся это Дума под верховодством крутого оппозиционера Селезнева 20 мая прошлого года проголосовала за отстранение Рохлина с поста председателя комитета по обороне... Это окопного-то генерала, прошедшего Чечню и Афганистан! Свиньи! Кто по сравнению с ним тыловик Попкович? Потом она опишет, как после этой подлости “товарищей по борьбе” Лев пришел домой темнее тучи и какими словами “этих коммунистов” поносил. Что бы ни говорили, а трагедия с ним стала возможной именно после того, как думская “оппозиция” сдала его. Внесла, так сказать, достойный вклад в требование Ельцина: “Мы сметем этих Рохлиных...” Вот почему и не дают Тамаре возможности ни строчки черкнуть на свободу. Мы тут с ребятами все взвесили и получается: вольно или невольно Тамару в тюрьме держат вожди КПРФ, которые через Виктора Ивановича и обеспечили генпрокуратуре свободу от давления со стороны Думы и ДПА.

- Посадят тебя когда-нибудь за такие “наблюдения”. Ты думаешь, у Илюхина договоренность с Бурмистровым, чтобы не передавать от Тамары писем на свободу?

- Ну, этого я утверждать не могу. Но ее многомесячное молчание весьма многозначительно. Как и ее защитника. Сколько адвокаты твоих “гаэкачепистов” пресс-конференций провели? Сколько бумаги на публицистику извели? То-то. А тут — гробовое молчание. За десять месяцев ни одной шумной пресс-конференции, ни одной скандальной статьи. Тамару совсем от мира изолировали. Сейчас следствие окончено, ей предъявили обвинение об убийстве Льва Яковлевича, продлили содержание под стражей аккурат до 3 июля. Сиди, дорогая, изучай в камерной тиши наши догадки, как ты застрелила своего мужа.

Подумай: случайно, что ли, за это время никто из вождей КПРФ ни разу их дочери Елене не позвонил, не поинтересовался, на какие средства они живут? Что, ты думаешь, Зюганов и Селезнев не знают, что Ленка без копейки денег? До этого случая семьям убитых или умерших депутатов Думы пенсии по случаю утери кормильца назначали, а неизлечимо больному сыну Рохлина — нет! Она с мужем машину собирается продавать, чтобы с защитничками рассчитаться. Там и одному-то на час работы — один-единственный эпизод. А тут трое — сосут семью, как клещи.

Ты что думаешь, если Лена везет матери передачи, она не понимает, что мать одна есть не станет, поделится? Значит, готовь еды на целую ораву. Тут никаких денег не хватит. А пацану на лекарства? И с этого бока хотели на Тамару Павловну надавить.

В общем, я думаю, у нее давно зуб на эту думскую “оппозицию”. Она очень гордая и твердая характером. Действительно, тот из политиков, кто поспособствует ее освобождению из тюрьмы — хотя бы до суда, получит хорошего союзника.

...На прощание Евгений напутствовал меня обычным советом:

- Ну, ты там, как умеешь, отшлифуй мою “прямую речь”, убери мат и — действуй.

Александр ГОЛОВЕНКО.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить