Старые машины Приносят доход

Около 250 тысяч машин в среднем списывают в год в Швейцарии. И хотя ни один владелец, естественно, ничего не получит за свою машину, отнюдь нельзя утверждать, что она ничего не стоит. Не случайно в стране существует целая отрасль промышленности по переработке этих “автоотходов”, насчитывающая около 200 фирм.

Процесс переработки состоит из нескольких этапов. На первом этапе автомобили разбирают на еще пригодные к эксплуатации части и агрегаты. Потребители — это автослесари, жестянщики и владельцы автомашин. Извлеченные таким образом двигатели, коробки передач, части кузовов и многое другое используется для ремонта, а также экспортируется в целый ряд стран.

То, что остается после первого этапа переработки, для уменьшения расходов на перевозку прессуют в блоки и отправляют четырем фирмам-“шреддерам” (от английского слова — кромсать, резать, рвать н а клочки), расположенным в Экюблане, Кайзераугсте, Шварценбахе и Волене.

В их цехах происходит второй этап обработки отходов. В результате разделки кузовов получают в год 180 тысяч тонн мелких кусков, предназначенных для переплавки. После этого остается еще 15—20 процентов отходов (резина, пластик, лак), которые невозможно использовать вторично, а потому идут на свалку.

Интересно отметить, что цветные металлы (алюминий, свинец, цинк, медь) составляют примерно пять-восемь процентов массы автомобилей, а черные — 60—70.

Как действуют шреддерные установки? Мне рассказал об этом корреспондент швейцарской газеты “Нойе Цюрхер цайтунг”, который посетил завод в Кайзераугсте. На предприятии по измельчению металлолома занято всего 60 человек. Шреддерная установка перерабатывает в день от 300 до 400 кузовов легковых автомобилей. Принцип действия шреддера очень прост.

30-тонный ротор, вращающийся в корпусе установки, снабжен подвижными молотами массой 100 килограммов каждый. Мощность двигателя установки — 200 лошадиных сил. Молоты разбивают кузова на мелкие части, которые проходят через магнитный барабан, где железо и сталь отделяются от цветных металлов. Отходы этого процесса — пластик, резина, лак и тому подобное — засасываются вентиляторной установкой. воздух в которую подается через влажный фильтр.

Описанная выше “разделка” автомашин экологична и позволяет экономить большое количество сырья и энергии. Специалисты подсчитали, что при переплавке этого лома требуется на 75 процентов меньше энергии, чем при выплавке руды. Экономится вода, меньше загрязняется атмосфера. Единственный дефект — это сильный шум, издаваемый шреддерными установками. Поэтому приходится принимать ряд мер по борьбе с шумом. Кое-где они устанавливаются под землей, и место их расположения обносится каменной стеной.

Следует подчеркнуть, что почти сто процентов стали швейцарская промышленность вырабатывает из отходов черных металлов. В 1997 году масса их составляла 950 тысяч тонн (180 тысяч тонн — от разбитых автомобилей).

Согласно швейцарским законам металлолом не подлежит вывозу за границу и используется в качестве сырья местными металлургическими фирмами.

Александр ДИВОЧКИН.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить