Петербургский Бал в Москве

“Балом в Москве” назвала открывшуюся выставку “Русский придворный костюм от Петра 1 до Николая П из собрания Государственного Эрмитажа” директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина И.А. Антонова.

Действительно, Белый зал Музея изящных искусств в оформлении Б.А. Мессерера выглядит, как бальный: колонны обвиты золотыми гирляндами, у стен расставлены старинные деревянные кресла с гобеленовой обивкой, корзины с цветами дополняют впечатление. В центре - витрина со стеклянными стенами и потолком из мягких складок ткани в виде шатра. Манекены в костюмах придворных повернуты к распахнутым дверям. Кажется, что офицеры и вельможи застыли в ожидании появления царственных особ, а дамы вот-вот присядут в глубоком реверансе.

В другом зале, напротив, костюмы Петра 1, Екатерины П, Александра Ш, его супруги Марии Федоровны, Николая П, Александры Федоровны и царевича Алексея. Воображение лучше любой “машины времени” переносит в прошлое. Так и видится: стремительной походкой в развевающемся парадном кафтане Петр направляется к толпе ожидающих его придворных, чтобы открыть бал.

Уникальная коллекция костюмов Государственного Эрмитажа насчитывает несколько тысяч экспонатов. Это не только платья и мундиры, которые носила знать, но и купеческая, мещанская, народная праздничная и повседневная одежда. На выставке в Музее имени А.С. Пушкина показаны 45 костюмов: зимних летних, утренних и вечерних, для придворных парадных приемов и балов, визитов и прогулок. Внимание женщин привлекают, конечно, бальные платья. Кто из них в мечтах не кружился под музыку в роскошном туалете по сверкающему огнями бальному залу? Одна мысленно примеряет темно-лиловое бархатное платье с черным стеклярусом на лифе, другая отдает предпочтение светлому шелковому, цвета “крем”, расшитому цветами. Возможно, кто-то видит себя придворной дамой в синем или розовом, в зависимости от ранга, платье из бархата, с длинным шлейфом, покрытым золотой или серебряной вышивкой.

Мужские костюмы не уступают женским ни богатством тканей, ни пышностью отделки. Их шили из парчи, бархата, узорчатого шелка, украшали вышивкой с блестками, фигурными зеркальными стеклышками, стразами. Большую роль как в женских, так и в мужские костюмах играли кружева,. сплетенные из льняных, шелковых, золотых, серебряных нитей. Сколько труда, тонкого вкуса, умения вложили знаменитые портные и безвестные вышивальщицы, кружевницы, золотошвейки, трудившиеся над созданием этих шедевров!

Особую привлекательность нарядным женским платьям придавали шерстяные шарфы и шали. Их носили летом и зимой, не расставались с ними и на балах. Особенно славились русские шали, работы крепостных мастериц из поместий Н.А.Мерлиной и Ф.А.Колокольцевой, их ткали из нитей, тоньше волоса, сделанных из пуха тибетских коз и сайгаков. Шали были так искусно вытканы, что рисунок на лицевой и оборотной сторонах ткани был совершенно одинаковым. Яркие и красочные, .эти замечательные шарфы и шали поражают и по сей день оригинальностью мотивов и виртуозностью исполнения.

Русский двор поражал своим великолепием. Его костюмы производили неизгладимое впечатление на современников. “По пышности мундиров, по роскоши туалетов, по богатству ливрей, по пышности убранства зрелище так великолепно, что ни один двор в мире не мог бы с ними сравниться”, - писал французский посол в России М.Палеолог, вспоминая встречу императора Николая П и президента Франции Пуанкаре летом 1914 года.

Дополняют выставку, придавая ей еще большую достоверность и наглядность, виды Петербурга и его окрестностей, изображения интерьеров Зимнего дворца работы художников ХУШ-Х1Х столетий и замечательные шпалеры, изготовленные в ХУШ веке на Петербургской императорской шпалерной мануфактуре.

Выставка “Русский придворный костюм от Петра 1 до Николая П из собрания Государственного Эрмитажа” в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина продлится до 30 июля 1999 года.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить