Последняя кинороль Иннокентия Смоктуновского

“Если б молодость знала, если б старость могла” — пожалуй, главный лейтмотив самой реалистической повести Рэя Брэдбери “Вино из одуванчиков”, которую с удивительной точностью и тактом перенес на экран молодой режиссер Игорь Апасян (“Незнайка с нашего двора”, “Морской волк”, “Охота на крыс”). Романтический фильм “Притяжение солнца” рассказывает о чистоте и красоте душевного мира человека и природы, как его видит знаменитый американский писатель-фантаст.

Режиссер начинал снимать свой фильм еще в Советском Союзе на Одесской киностудии, потом долго его монтировал, а теперь ленте предстоит не менее тернистый путь к зрителю: существует три телевизионные серии и киновариант. (Делали картину без помощи Госкино России, только на спонсорские деньги).
Впрочем, в фильме действие происходит в неопределенное время и не имеет никакого отношения к нашим социальным злободневностям. Скорее там решаются философские проблемы: насколько в детстве каждый новый день — открытие; как трудно поверить в то, что старая бабушка была когда-то маленькой и озорной девочкой; как связано все в жизни: и дети, и внуки — продолжение жизни отцов и дедов, а смерть не так уж и страшна, хотя дыхание ее пугает. Что можно изобрести Машину счастья, но само оно бывает только, когда любишь и любим, а Машина времени — это память человека, позволяющая заглянуть в его прошлое. (Не могу не высказать одно “но” картине: эпизод создания Машины счастья почему-то снят режиссером в стиле одесской коммунальной квартиры времен Бабеля, что несомненно является диссонансом чистой гармонии остальных частей фильма).
Герой новеллы про Машину времени — полковник Фрилей обладает удивительным даром переносить собеседника во времена своей боевой молодости, как бы делая его соучастником минувших побед и поражений. Роль полковника, которую исполнил Иннокентий Смоктуновский, стала для артиста последней: он даже не успел ее озвучить. В американском кино техника съемок позволяет записывать речь прямо на площадке, но у нас такого “богатства” нет, поэтому после монтажа картины, актеры заново озвучивают свои роли. У Смоктуновского осталась только черновая фонограмма и даже компьютерная очистка звука не смогла дать ей необходимого качества. Обратились к молодому, известному своими пародиями на наших политических деятелей (в программе “Куклы”) артисту “Табакерки” Сергею Безрукову. Когда фильм посмотрела дочь Иннокентия Михайловича, она плакала: киногерой разговаривал голосом ее отца.
В других ролях снялись не менее известные актеры — Вера Васильева, Владимир Зельдин, которого тоже дублировали (его столь известный многим тягучий, “растяжный” голос почему-то не понравился режиссеру), Лия Ахеджакова, молодые Андрей Новиков (Дуглас), Сева Полищук, Сергей Кузнецов (которые за время пути картины к зрителю успели подрасти) и Лидия Драновская. Эта актриса ворвалась в советское кино на летящем поезде, который шел на восток, но после шумного успеха картины попала в чью-то немилость и очень долгое время совсем не снималась. Здесь Драновская играет роль замечательной прабабушки главного героя Дугласа. Оператор Александр Носовский снял и героев, и пейзажи фильма в романтическом стиле прошлого и начала нынешнего века, а натюрморты — также хороши, как у голландских классиков кисти...

Ирина МАЙОРОВА.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *