Хитрые монголы "доят" российских предпринимателей

Над прежней дружбой Москвы и Улан-Батора навис вопрос. Отношения двух стран омрачены несправедливыми действиями Монголии против российских компаний. Такое свое поведение монгольские власти объясняют внешними происками. Но все препоны и недоразумения должен снять визит в эту страну российского премьера Владимира Путина. Ситуацию для «Правды.Ру» комментирует эксперт Улан-Удинского университета Павел Манжуткин.

Былая дружба между Россией и Монголией пошатнулась. А всё из-за односторонних действий последней, ущемляющей интересы наших компаний. Монголия представляет для нас большой интерес, обладая большими запасами полезных ископаемых, включая энергоресурсы, а также цветные и редкоземельные металлы.

Особенно привлекательно для нас одно из крупнейших в мире месторождений угля «Таван Толгоя». Впрочем, главное – уран, в котором так нуждается Россия.

Однако существует много «но». С 2006 г. представители российского бизнеса жалуются на монгольские препоны и, как следствие, свои убытки. В 2004 г. Москва «забыла» Улан-Батору долг на 11 млрд долларов. За это её отблагодарили… ударом по нашему бизнесу. В 2006 г. власти страны ввели грабительский налог на прибыль, из-за чего российские компании лишились 2,5 млрд долларов.

Попытки в судебном порядке оспорить действия Улан-Батора вызывали репрессии. Так, в конце 2008 г. в ответ на иск в международный суд компании «Золотой Восток–Монголия» монголы остановили ее работу. А иностранные конкуренты российских компаний не подвергались такому нажиму.

При этом российский МИД РФ вел себя на удивление пассивно, не прибегая к необходимым мерам для защиты наших интересов. Разумеется, случись подобное с американской нефтяной компанией в Персидском заливе, Госдеп США молчать бы не стал. Но дело не только в таком вот попустительстве поведению монголов.

В своём комментарии «Правде.Ру» заместитель декана биолого-географического факультета Улан-Удинского университета Павел Манжуткин заметил: «У Бурятии и Монголии традиционно тесные связи, в том числе и у нашего университета, и мне регулярно приходится бывать в этой стране, я немного знаю её специфику. Буряты и монголы, пользуясь упрощенной визовой процедурой въезда, ездят друг к другу, как домой, и сведения о происходящем просачиваются к нам.

Монголы хитрый народ, и они просто хотят извлечь больше прибыли от взаимодействия с российскими компаниями. Тем более что у России там немало конкурентов, которые и провоцируют монголов на давление, показывая, что мы никуда не денемся, поскольку на наше место, если мы начнем возмущаться, завтра придут другие. Главным образом это Япония, Китай, США и Европа.

Показателем того, что прежний вектор отношений стал смещаться, служит тот факт, что если раньше монгольская молодежь из Улан-Батора в первую очередь учила русский язык, то теперь он вытесняется другими языками, в том числе английским. При этом столица Монголии всё более становится похожа на японский город, здесь с каждым годом укрепляются позиции культуры этой страны».

Правда, Монголия уже идет на попятную и отменяет грабительский закон на прибыль 2006 г. В первую очередь это в интересах её же самой.

И все-таки наиболее серьезные надежды на изменение сложившегося расклада связаны с сегодняшним визитом российского премьера в Улан-Батор. Тем более что Россия и Япония уже оговаривают совместное освоение монгольских богатств. Дело в том, что главными игроками в Монголии в силу географического положения остаются именно они. Поскольку Монголия граничит только с ними.

Да, Улан-Батор обладает колоссальными сырьевыми богатствами. Но их нужно добыть. А тут без иностранных инвестиций никак. Последний пример с давлением против наших компаний это показал очень отчетливо. В итоге случился коллапс золотодобычи. И почему-то спасительного конкурента в данном случае не нашлось…

Кроме того, для реализации на мировом рынке добытое сырье нужно вывозить. В первую очередь, по железным дорогам к портам. Либо через Россию, либо через КНР. Ещё одна проблема в том, что железнодорожная сеть в стране развита крайне слабо. И помочь ей в этом могут российские компании.

Монголия опасается растущего влияния КНР, которое в перспективе может кончиться поглощением, и поэтому она заинтересована в развитии отношения с опорой на Россию.

Симптоматично, что Владимир Путин, обсудив выгодные проекты в Японии, оттуда сразу же направился в Монголию. В том числе и для того, чтобы обсудить совместное празднование 70-летнего юбилея разгрома японских захватчиков на реке Халхин-гол. Экономика заставляет вспомнить об истории, которая уже не раз показывала, что без России Монголии трудновато.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить