США идут по советскому пути

Джонатан Сандерс, известный историк, автор нескольких книг об истории России, основатель программы по изучению советского телевидения в Институте Гарримана, бывший корреспондент телекомпании CBS в Москве.

Вопрос: Что Вы можете сказать о ситуации со свободой слова в России?

Сандерс: Любому обществу требуется много времени, чтобы понять, какими должны быть правила игры в области свободы слова. Иногда бывают времена, когда устаревают все правила, писанные или неписаные. Постоянно возникают вопросы, на которые нет простых и однозначных ответов. Простой пример. В России ныне обсуждают проблемы русского языка, считая, что его засорение угрожает национальной идентичности. И возникают вопросы: допустимо ли использовать иностранные слова или необходимо создавать новые термины? можно ли использовать термин CD-ROM в уличной рекламе? какое слово в русском языке иностранное, а какое нет? Многие российские журналисты оказались вынуждены публиковать в своей газете пять разных статей под пятью разными именами. Они это делают, чтобы получать гонорары и иметь возможность кормить детей. Маловероятно, что кто-нибудь из журналистов действительно хочет заниматься подобными делами. Это серьезная морально-этическая проблема. Если поднять более серьезные проблемы, например, каково качество освещения тех или иных событий российскими СМИ, то стоит вернуться к ситуации, которая сложилась в Москве год назад, во время захвата заложников в концертном зале. Должны ли журналисты подкупать милиционеров, чтобы получить информацию о том, что происходит? Имеют ли они право вести прямую трансляцию с места события? Американские журналисты сталкивались со многими, хотя, к счастью, далеко не со всеми, подобными вопросами. В 1960-е годы журналисты США сами создавали правила игры во время массовых акций, организованных организациями, боровшимися за гражданские права. Потому что четких правил поведения журналиста не существовало: как только люди видели телевизионную камеру, они начинали акции протеста. Понятно, что журналист не должен использовать свою телекамеру для агитации, но если люди действовали с оглядкой на телекамеру, то, по существовавшим тогда этическим нормам, журналист был обязан прекратить съемку. Подобные проблемы ныне обсуждаются как российскими журналистами, так и, если так можно выразиться, "укротителями" средств массовой информации. Суть конфликта заключается в том, что власти хотят влиять на действия СМИ, а журналисты не хотят, чтобы власть занималась диктовкой. Поэтому власть декларирует, что она выступает лишь за то, чтобы пресса действовала по законам рыночной экономики. Однако все знают, кто на самом деле контролирует российский рынок. Мы также знаем, как зовут человека, который создал — не купил, не украл, не приватизировал — создал независимую телекомпанию НТВ, чьи сотрудники использовали слоган: "Новости — наша профессия". Этот человек был выброшен из процесса создания независимого телевещания, потому что его политические пристрастия не нравились власти.

Вопрос: Как в США воспринимают эти проблемы?

Сандерс: Я не знаю, что мистер Буш говорил об этом мистеру Путину. Я знаю, что Буш заглянул Путину в глубину души и поверил, что Путину можно доверять. Да, существует очень много иных проблем, значительно более важных для американской политической элиты. Она знает, что Россия может сыграть важную роль в разрешении ситуация вокруг Ирака, терроризма и Северной Кореи. Я уверен, что Россия поставила именно эти вопросы во главу угла своих отношений с США. Россия заинтересована в прекращении действия идиотской поправки Джексона-Вэника. Но если Россия настойчива в этом, то США должны быть настойчивы в получении ответов на те вопросы о свободе российской прессы, о которых мы только что говорили.

Вопрос: На Ваш взгляд, насколько российские средства массовой информации адекватно отражают события, происходящие в сфере внешней политики?

Сандерс: Я с сожалением вынужден констатировать, что интерес средств массовой информации США к событиям, происходящим в России, значительно уменьшился. И он намного меньше того интереса, который российские СМИ проявляют к Америке. Для всех США — это страна, бахвалящаяся тем, что она осталась единственной сверхдержавой, тысячепудовый монстр, грубая и тупая горилла. Я думаю, что эти оценки во многом справедливы. Америка — действительно стопудовая горилла, которая может делать все, что ей заблагорассудится. Однако важно, как пресса влияет на российскую политику. К примеру, заметны изменения в освещении российскими СМИ ситуации в Израиле и на Ближнем Востоке. Заметьте, эти сдвиги произошли до того, как изменилась ближневосточная политика России. Наличие большого русскоязычного населения в Израиле стало причиной изменения тональности российских СМИ. Это изменило и политическую атмосферу в России — заметьте, что впервые во главе России оказался филосемит — Владимир Путин. Важно также заметить, что есть парадокс ассиметричного понимания одних и тех же процессов. Американцы, в меру своего понимания международных процессов, воспринимают русских как противников. Они не смотрят на русских как на врагов. А русские — я думаю, это огромная проблема — не хотят признать, что обычные американцы, в основном, не интересуются другими странами. Американцы не хотят демонстрировать, что в глубине души они абсолютно не желают играть столь большую роль в мире. Любопытно, что русские всегда крайне серьезно относились к тому, что делают во внешней политике США республиканцы,но значительно менее серьезно относились к внешней политике демократов.

Вопрос: Что Вас более всего удивило в России?

Сандерс: Я достаточно долго проработал корреспондентом телекомпании CBS в Москве. Самым большим сюрпризом для меня стало то, что все, что я делал, как журналист, находилось под пристальным контролем советских спецслужб, и это внимание могло негативно сказаться на моих советских друзьях. Я также был поражен тем, как активно мои коллеги и знакомые старались представлять меня другим людям, которые могли бы представлять для меня интерес. Другими словами, был поражен, какие усилия предпринимали русские, чтобы я лучше понял их страну.

Вопрос: А почему Вы бросили науку и стали журналистом?

Сандерс: Я хотел бы сказать, что предвидел, что СССР и Коммунистическая партия идут к своему закату. Но это не так. Я просто чувствовал, что в СССР что-то должно произойти. Поэтому я решил лучше потратить свое время — не делать академическую карьеру в США, а стать журналистом. И это был самый плодотворный период моей жизни. Например, я помог создать двухчасовой фильм о гласности и перестройке "Семь Майских ДнейSeven Days in May — в первый раз подобный фильм о СССР был показан в прайм-тайм на американском телевидении. И я стал первым американцем, который интервьюировал тогда никому еще неизвестного парня по имени Борис Ельцин.

Вопрос: Популярна теория, что ранее СССР вел себя как империя, а теперь это же делает США...

Сандерс: Советский Союз ушел в прошлое. Исчезла советская империя, но не Россия. Россия унаследовала некоторые проблемы империи — Вы их можете видеть на примере Калининграда, Чечни и т.д. Но я не думаю, что кто-нибудь может сказать, где вершина, а где основание айсберга, но в любом случае, это российский, а не советский вариант айсберга. Одна из проблем — это поведение США, которые ведут себя ужасно заносчиво, что вызывает негативную реакцию во всем мире. Заносчивость, в том числе, заключается и в том, что Америка требует предоставления кучи бумаг на каждого российского журналиста, который должен приехать вместе с Путиным. Когда в советское время человек хотел посетить США, он должен был собрать невероятное количество справок, пройти мелкое сито отбора, иметь огромный блат и оставить своих родственников дома в качестве заложников как гарантию того, что он не останется в США и вернется назад. А сейчас американцы делают аналогичные вещи в отношении россиян — теперь граждане России должны доказывать американцам, что не останутся в США. Это классический пример американского высокомерия.

Но все-таки замечательно, что теперь люди могут приезжать и работать в Америке. Потрясающе, что россиянка Алла Клюка стала звездой телевидения в США, снявшись в сериале "Семья Сопрано". Она вернулась из Нью-Йорка в Москву. Этот процесс взаимно обогащает Россию и США. Но ужасно, что после 11 сентября на передний план вышли вопросы безопасности и людям снова стало труднее пересекать границы.

Также на эту тему: Свобода слова в руках суда. Какой будет вердикт?

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить