Голландское министерство обороны, возможно, повинно во Взрыве в Энсхеде

Эту сенсационную новость сообщил своим читателям голландский «Телеграаф». Взрыв в городе Энсхеде более 10 недель назад снес с лица земли целый жилой квартал и стоил жизни 21 человеку. 944 человека было ранено, более 400 домов разрушено. До сих пор остается неясным, что же именно взорвалось в Энсхеде. «Телеграаф» намекает, что, возможно, речь идет даже не о нелегальном фейерверке, а о «неизвестном взрывчатом веществе, которое вообще не имело права находиться на территории пиротехнической фабрики».
На скамье подсудимых уже, возможно, будут находиться не только директора и менеджеры самой фабрики, но и работники муниципалитета города, выдавшие им лицензию.
«Но насколько велик шанс, что будут найдены все виновные?» - задает вопрос корреспондент «Телеграафа» Джон ван дер Хёвел. Почему взрыв в Энсхеде был такой необычайной силы? Этот вопрос продолжают задавать себе ежедневно не только занимающиеся расследованием полицейские, но и все жители города.
Расследование проходит очень медленно: полиция пытается восстановить события того дня, когда на фабрике возник фатальный пожар, и что именно горело. Прослушаны сотни свидетелей. Рассмотрены десятки фотографий.
Многие свидетели заявили, что видели в то субботнее утро на территории фабрики посторонних лиц. Вызванная на пожар команда, однако, не нашла никаких следов взлома - следовательно, у этих лиц был доступ на фабрику...
Удалось найти только одного из этих людей - работника фабрики Клоппенбурга, который сначала отрицал своё там присутствие, а затем назвал неверное время -11:30. Но свидетели видели его на территории фабрики в 13:30.
Свидетели утверждают также, что незадолго до того, как возник пожар (в 15:00), с территории фабрики были выпущены в воздух несколько ракет.
Установлено, что директора - Патер и Баккер - не были на территории «S.E. Fireworks» до возникновения пожара. Так кто же мог находиться там в субботу утром и «контролировать» выпуск в воздух ракет? Этот вопрос остается открытым. Неизвестно до сих пор и другое - как мог огонь так быстро распространиться?
Теории на эту тему быстро привели к тому, что «в числе подозреваемых оказалось государство», как пишет Телеграаф. Виновным считается чиновник муниципалитета, выдавший фабрике лицензию на эксплуатацию, несмотря на нарушение ею норм безопасности. Чиновник этот был выслушан 13 раз в качестве свидетеля, а с 10 июля официально объявлен подозреваемым.
Примечателен тот факт, что чиновник, о котором идет речь, с самого первого дня давал показания, очень для себя невыгодные. Не потому ли, что за случившимся скрывается гораздо большее?
Из показаний, данным им, становится ясно, что работники муниципалитета при выдаче лицензий слепо доверяли контролю и следовали советам, данным им... министерством обороны страны. Контроля за выдачей лицензий практически не было никакого. Непорядки на фабрике были зарегистрированы ещё в 1993 году - слишком большое количество фейерверка на её территории и плохо закрывающиеся двери контейнеров. Однако муниципалитет продолжал закрывать на все глаза: «гром не грянет - мужик не перекрестится»... Вместо положенных по разрешению 3 контейнеров на территории фабрики их оказалось 14!
Несмотря на советы экспертов сделать контейнеры не поддающимися огню в течение 60 минут после его возникновения, на сообщение о том, что на фабрике имеются горючие вещества по соседству с ручными гранатами, и что фейерверк закрывал собой противопожарную установку, муниципалитет не принял никаких мер... Кроме того, стало известно, что контейнеры находились вплотную друг к другу.
Советы муниципалитету выдавал от имени армии майор С. Майор С. в свою очередь, отрицает свои собственные профессиональные качества как эксперта в данной области. Его дословный ответ на вопрос о том, действительно ли он настолько хорошо разбирается в данном вопросе: «Ах, в стране слепых и одноглазый - король!»...
Расследуется также то, насколько действия пожарных, помимо их воли, ухудшили пожар. Исходя из того, что горело, по их мнению, ограниченное количество материала, пожарные открыли двери других контейнеров, чтобы полить водой и их содержимое. Из-за этого загорелся магнезий, который включался в состав некоторых видов фейерверка.
И здесь расследование вплотную подходит к вопросу - а что же именно находилось в контейнерах?
К удивлению журналистов Телеграафа, оказалось, что импортируемый в Нидерланды фейерверк никаким образом не контролируется на его химический состав. Вместо этого он подразделяется на «категории опасности» - от 1.4 для самого безобидного потребительского до 1.1 для более похожих на динамит субстанций. Но если на документах и стоит «1.4» , на деле фейерверк никто не проверяет. Майор С. со свойственной ему прямотой заявил по этому поводу: «Да просто-напросто не было таких денег, чтобы проводить такие контроли!»
... Сила взрыва была такой, что даже бетонная площадка на месте, где стоял злополучный контейнер, осела на несколько метров. Полиция признается, что практически невозможно сейчас сказать, что же именно находилось в данном контейнере. Директор Баккер признает, что он и сам точно не знал, чего и сколько именно находилось здесь. Он «занимался только контактами с клиентами».
Некоторые свидетели заявили полиции, что по их данным, на территории злополучной фабрики складывало свои материалы и нидерландское министерство обороны - что, возможно, объясняет факт невероятной силы взрыва.
Пока это остается рабочей версией, и расследовать данный вопрос остается делом чрезвычайно трудным. Директор Баккер объявил о награде в 50.000 гульденов тому, кто поможет пролить свет на это дело.
Но само странное поведение майора С. и чиновников муниципалитета Энсхеде уже говорит о многом...

Ирина МАЛЕНКО
(по материалам Де Телеграаф, Нидерланды).
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *