Охота к перемене Мест

Почему сотни тысяч немцев покидают страну, где так хорошо?

“Разве что только по ту сторону Босфора еще бродят слухи, будто Германия — страна, где можно хорошо жить”, — пишет немецкий журналист. Согласитесь, для многих наших соотечественников, коим страна между Одером и Рейном видится землей обетованной, а жизнь в ней — пределом мечтаний, такие высказывания покажутся игрой в парадоксы. Но мимолетный наскок туриста или даже более пристальный, но все-таки сторонний взгляд гостя не позволяют не то что ощутить, но даже просто заметить многих подлинных проблем, сопровождающих жизнь рядового немца на каждом шагу.

Опросы общественного мнения, проводимые многими организациями от “Эмнид” и “Эмпирики” до Института Виккерта выявляют одну и ту же тенденцию: почти каждый второй немец вполне может себе представить, что он на длительное время расстанется со своей родиной.

Раньше подобный подход был характерен в основном для пожилых людей. Много и тяжело поработав за свою жизнь, они хотели хотя бы на закате дней пожить где-нибудь на берегу теплого моря — в испанской Андалузии или португальской Алгарви. Тем более что на деньги, вырученные от продажи дома или хорошей городской квартиры в Германии, там можно было приобрести отличную виллу, а умеренная немецкая пенсия в южных краях — большие деньги. Не говоря уже о ласковом солнце, шелесте прибоя и тому подобных курортных прелестях.

Однако сейчас о расставании с родными краями подумывают отнюдь не утомленные жизнью пенсионеры, а люди самого что ни на есть трудоспособного возраста. Из пяти молодых немцев четыре отнюдь не исключают, что за рубежом их ждет гораздо лучшее будущее, чем дома. Им кажется, что вдали от родных мест они смогут получить лучшее образование, приобрести более перспективную профессию и отыскать более интересную работу. Да и жизнь там, куда они стремятся, будет несравненно дешевле: Германия не случайно пользуется славой одной из самых дорогих стран Европы.

Рассуждения о патриотизме и желании послужить Родине в данном случае мало кем из молодых принимаются во внимание. Пример бабушек и дедушек, собственным неустанным трудом и самоотречением поднимавших из пепла послевоенную Германию, их совершенно не вдохновляет. Духовные ценности старших поколений им в значительной мере чужды. Зато от их материального наследства в виде домов, земельных участков и обнадеживающих сумм на банковских счетах молодые немцы отказываться отнюдь не намерены, а, напротив, склонны использовать его на полную катушку.

Конечно, можно утешать себя разговорами о “глобализации” экономики, о праве выбора человеком своего жизненного пути, но за всем этим просматривается ряд проблем. Ведь с экономической точки зрения уезжают не просто конкретные люди, но за границу, причем, как правило, навсегда уплывают полученные ими наследства, их сбережения, не говоря уже о прибылях, которые приносит дело, организованное ими за рубежом. Германия лишается значительных налогов — на прибыль, на недвижимость, на продажу собственности, теряет отчисления в страховые фонды. Кроме того, страна лишается не только инициативных деловых людей, по каким-то причинам не сумевших найти свое место в привычных условиях, но навсегда расстается с потенциальными покупателями, в том числе и предметов роскоши, вроде дорогих автомобилей, предметов искусства, антиквариата и тому подобных вещей, дающих заметные налоговые поступления в казну.

Если в 1991 году за рубеж переселилось менее 100 000 граждан ФРГ, то шесть лет спустя цифра эта составила уже свыше 130 тысяч.

Помимо того, что увеличение на треть само по себе уже достаточно для того, чтобы вызвать беспокойство высокими темпами роста, сюда надо добавить еще вот что. Место уехавших немцев всеми правдами и неправдами стремятся занять иммигранты из Турции и Таиланда, из Боснии и Нигерии, из Вьетнама и Филиппин.

Как правило, столь различные культуры в лучшем случае сосуществуют в Германии параллельно, практически не пересекаясь, а неожиданные соприкосновения подчас высекают довольно сильные искры.

Чем же не по нраву немцам Германия? Тут уж причины у каждого свои. Кому-то надоел климат. Кого-то тошнит оттого, что его родной район превратился в наркотическое болото и стены домов на следующий день после окончания ремонта уже размалеваны мерзкими “граффити”, нанесенными несмываемой краской из аэрозольных баллончиков. Кто-то решил просто начать новую жизнь на новом месте. А кто-то просто боится.

Боится потерять работу. Боится стать жертвой преступников. Боится, что его дети примкнут к уличной банде или к стае наркоманов. Боится, что его жилье очистят до нитки пока он уедет в отпуск. Боится до времени потерять здоровье, живя в экологически небезопасном регионе. И переезд за моря и океаны представляется в данном случае некоей панацеей, средством решить все проблемы, начав “с чистого листа”. И словно не понимают, что большинство из этих проблем, кроме, может быть, чисто внешних, многие из них с полным успехом перевезут на любое новое место жительства: внутренняя неудовлетворенность жизнью найдет себе пищу в новых условиях.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить