Виктор БАРАНЕЦ: "Если Россия перестанет быть врагом, НАТО распадется"

Посол России в Норвегии предупредил о последствиях размещения элементов европейской системы ПРО НАТО на территории Норвегии. По словам Теймураза Рамишвили, со стороны РФ последует ответ. Причем не только Норвегии, но и всему альянсу.

Он подчеркнул, что соседи должны "вести диалог и находить решения, которые устраивают обе стороны". И напомнил: "Россия не стремится к милитаризации Арктики". Дипломат отметил, что Норвегии стоит задуматься о своей политике еще до принятия подобного решения.

Ранее Россия выражала обеспокоенность вступлением Черногории в НАТО. Ведь еще во времена Горбачева велись переговоры, по итогам которых были достигнуты договоренности о том, что "военная инфраструктура альянса не будет приближаться к границам" России. Однако натовцы все чаще бряцают оружием у наших границ. Да и внутри Черногории не все гладко. Власти даже отказались проводить по этому поводу референдум — из опасений, что большинство жителей страны идею отвергнут. Была запущена даже история о попытке переворота, якобы инспирированного Россией.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к военному обозревателю, полковнику запаса Виктору Баранцу.

— Чем грозит России размещение в Норвегии американской ПРО?

— На этом фланге американская противоракетная оборона будет иметь возможность не только плотнее прикрыть регион, но и совершить нападение на территорию Российской Федерации, причем уже достанут до наших аэродромов, до наших кораблей, что для нас стратегически важно. Когда американцы говорят, что ПРО — это оборонительное оружие, это лишь часть правды. При легкой трансформации те ракеты, которые заложены у проекта "ЕвроПРО", могут легко преобразоваться в наступательные. А достают они более чем до двух с половиной тысяч километров. Это, конечно, щекотливая тема, и нам придется просто внести изменения в планы боевого применения ракетного оружия, трагической авиации, атомного подводного флота; просто у нас больше станет целей для мгновенного поражения, и, конечно, мы можем теперь взять на прицел Норвегию.

— Осталась ли какая-то возможность строить совместную систему противоракетной обороны?

— Это было наше предложение, и американцы поначалу согласились. Они увидели наши условия, мы им говорим: ребята, чтобы было все прозрачно. На командных пунктах американских ПРО должны были идти плечом к плечу наши специалисты. Американцам это не понравилось, они отказались от этого варианта. Вот такая получилась катавасия.

Но всегда есть шанс, даже если проблема в данном случае зашла уже на 99%, одного процента достаточно, чтобы сесть за стол переговоров. Но для этого нужно желание. Желание со стороны США и НАТО мы не видели, и антироссийский психоз продолжает нагнетаться. Вот так выглядит проблема.

Что касается Норвегии, она такая послушненькая служанка НАТО, ей что скажут, она это и делает, хотя это просто еще один способ, чтобы норвежцы меньше платили за свою "оборонку". Это называется "хорошо устроились". Так что это все европейские страны НАТО делают.

Помните, что говорил Трамп? "Я заставлю вас платить по счетам". И он уже начинает заставлять. Но, правда, хочет начать с Южной Кореи, которой выкатил счет в один миллиард долларов за противоракетную оборону, что очень не понравилось южнокорейцам. Но я думаю, что Трамп умеет считать деньги, и он не будет в этом антироссийском угаре долго держаться, хотя это его генералам очень нравится.

— Тем не менее НАТО продолжает целенаправленно расширяться на Восток. Вспомнить хотя бы недавнее вступление Черногории в альянс…

— А куда уже дальше расширяться? Черногорию приняли — это фактически в центре Европы. Что там Черногория, там армия чисто символическая, а вот то, что они плацдарм получают хороший, и на суше и на море, это да.

— И все-таки как мы будем выстраивать отношения с самим Североатлантическим альянсом? У нас сейчас действуют какие-то переговорные площадки, или это все заморожено?

— Нет, вы знаете, была последняя вялая попытка, по-моему, в этом году, возродить работу комитета "Россия — НАТО", но прошел он достаточно вяло. Мы не привыкли, чтобы они нас вызывали, как мальчика для битья, как нашкодившего школьника вызвал строгий директор школы, чтобы в учительской поставили и начали со всех сторон критиковать. Мы сразу сказали, что для нас такая манера не подходит. Но все равно, к сожалению, какие-то разговоры ведутся, и у меня есть надежда, что рано или поздно это антироссийское отупение, очумелость эта, все равно пройдет, правда на нашей стороне. Все равно лед холодной войны рано или поздно растает. Не дошло бы только дело до военного конфликта.

— Какая переговорная линия у России была приоритетной? Позиция силы, мягкая сила — как лучше всего повлиять на наших оппонентов?

— Здесь нужно применять комбинированные способы. Ну, заявляет Трамп, заявляет Пентагон, заявляет НАТО, что мы будем разговаривать с Россией с позицией силы, наращивать свои контингенты у наших границ. Мы меняем планы боевого применения, мы строим новые системы, мы создаем новые отделения, дивизии, полки, мы перемещаем свои "искандеры". Мы меняем планы применения ракетных войск стратегического назначения, атомного подводного флота, далее — бомбардировщиков. Но это вынужденная мера — адекватно реагировать на эту угрозу.

Вы спрашиваете: а что делать? Для этого каждая из сторон должна делать встречные шаги. А вот НАТО никак не хочет этого делать. Почему? Потому что есть такая теория, идеологема, что если Россия перестанет быть врагом, то НАТО моментально распадется. Это как женщина, которая долго живет без мужчины — она вянет, ссыхается или толстеет, и в итоге становится "товаронепригодной". Так точно и НАТО.

НАТО постоянно говорит, что Россия вот-вот на нас нападет. Это из разряда: "Мне надо новое платье, мне надо новые туфли". Иначе зачем тогда существовать? Мы уже тысячу раз говорили, мол, давайте, ребята, из военно-политического делать блок политический. И мы тогда готовы будем вступать в него.

Ну, а так, конечно, нужно пытаться все-таки через это толстый слой антироссийских угроз пробиваться, пытаться усаживать натовцев за стол переговоров. Но почему мы должны на одной ножке крутиться вокруг натовцев, говорить: ребята, давайте переговариваться! Этого не нужно. Этого не надо делать, но надо постоянно давать НАТО знать, что у нас есть тоже возможность долбануть, чтобы они знали, и мы это, как вы знаете, сейчас постоянно делаем. То выскакивают у нас сообщения, что мы уникальный гиперзвуковой самолет испытали, то у нас новое другое вооружение появляется, то мы начинаем говорить о том, что уже новые ракеты межконтинентальные стратегические испытываем. Идет некий такой, я бы сказал, адекватный ответ.

Американцы исповедуют теорию силы, но и мы тоже участвуем в этом процессе совершенно адекватным образом. Вы начинаете давить на нас силой, а мы будем готовы дать вам ответ такой же силы.

Но самое страшное здесь, на мой взгляд, это, конечно, накачивание новых контингентов на европейской части НАТО. Это опасно. Чем сильнее накачивается этот тротиловый эквивалент европейской опасности, тем больше может где-то заискрить, где-то может что-то вспыхнуть. И, естественно, сейчас температура противостояния такая, что уже необходимы механизмы удержания этого противостояния.

Нужно применять консолидированный способ и, конечно, отвечать силой, и нужно все-таки договариваться за зеленым дипломатическим сукном. Но пока, к моей великой печали, Трамп похож на пьяную разбушевавшуюся бабку. Утром он говорит одно, вечером — другое. Непоследовательность Трампа пугает. Иногда хочется спросить у него: вы давно были в психоневрологическом диспансере? У вас справка есть или нет? Потому что его шарахание, его волюнтаристские заявление, это бряцание оружием у берегов Северной Кореи — все эти вопросы очень серьезно выстраиваются.

Если бы мы играли с американцами в шахматы, то наша позиция была бы совершенно понятна. Вот король, вот ферзь, вот офицеры. А со стороны Америки представьте эту шахматную партию: они ладонью провели по своим фигурам, и они все валяются на шахматной доске. Мы не можем понять, что они хотят. Хотя ярко выраженное направление — давить Россию. Давить мощью оружия, давить информационно, давить идеологически. Это мы понимаем. И, конечно, мы видим, что они собирают свой антироссийский колхоз. Сейчас все официанты Соединенных Штатов Америки соревнуются в обгавкивании России. Вы обратите внимание на прессу, самая гавкающая болонка — это Англия, которая расхрабрилась, что она может ядерный удар по кому угодно нанести. Правильно мы сказали: Англия нападет, она просто превратится в подводный "Титаник". Вот так им и надо отвечать.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *