Россия в объятиях “белой смерти”

Лидер Общероссийского политического общественного движения “Союз народовластия и труда”, депутат Государственной думы генерал армии Андрей Николаев считает, что необходимо активизировать борьбу с наркоманией.

— Андрей Иванович, о проблеме распространения наркотиков вы знаете не понаслышке. Будучи директором Федеральной пограничной службы России вы вплотную занимались ею.

— Наркомания и тесно с ней связанный наркобизнес приобрели сегодня поистине устрашающие размеры. Всего в мире насчитывается около 190 млн наркоманов. Производство наркотиков приобрело индустриальный размах, их доставка потребителю — масштабность военных операций, а суммы, выручаемые в результате реализации наркотиков, порой превышают бюджеты целых стран. Например, оборот от продажи наркотиков в России в 1998 году составляет ориентировочно от 3 до 5 млрд долларов.

Поэтому неудивительно, что во всем мире борьба с наркобизнесом относится к числу приоритетных задач. Вопросы борьбы с распространением наркотиков рассматривались и на Генеральной Сессии ООН в 1998 году. Но несмотря на то, что государства выделяют на борьбу с распространением наркотиков огромные средства, мировая пресса приносит неутешительные вести с фронта борьбы с этим видом преступности.

В настоящее время в мире есть три основных центра производства наркотиков. Первый — это “золотой треугольник” — территория, расположенная на стыке границ Лаоса, Бирмы и Таиланда. Там ежегодно производится около 25 тонн наркотиков. Китай, ряд провинций которого примыкают к этому региону, ведет жесткую борьбу с наркодельцами. Китайские власти применяют к наркодельцам чрезвычайно суровые меры вплоть до смертной казни.

Второй центр — это Афганистан. В настоящее время так скопилось около 60 тонн наркотических веществ, готовых к переброске через страны СНГ в Россию и далее в Европу. Основной канал их: транспортировки через таджикско-афганскую границу и территорию Таджикистана. В самой республике ситуация с наркотиками имеет явно выраженную тенденцию к дальнейшему обострению и уже несет угрозу безопасности страны. Это признают сами таджикские власти. При этом надо иметь в виду, что употребление наркотиков в среднеазиатских республиках имеет давнюю бытовую традицию и участие в наркобизнесе является для многих обездоленных слоев населения единственным источником существования. Все это однако не снимает с повестки дня вопрос борьбы с распространением наркотиков.

И третий центр — это Колумбия. Печально известная колумбийская наркомафия поставляет наркотики в основном в США, Канаду и страны Европы.

— Как обстоит дело с распространением наркотиков в России?

— По оценкам экспертов МВД в России число граждан постоянно употребляющих наркотики, составляет более 2,5 млн человек, 4 млн — пробовали их. Какова же реальная цифра можно только догадываться, но без сомнения — она больше. В настоящее время фактически нет региона, где не стояла бы проблема потребления наркотиков. Повышенным уровнем наркопотребления отличаются Москва, Санкт-Петербург, Калининградская область, Северный Кавказ.

Более 50 процентов наркотических средств ввозится в Россию из-за рубежа. Дальний Восток давно и активно “осваивается” наркодельцами из Китая и Кореи. Кроме того, наркотики поступают в Россию из Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Украины, стран Балтии. В целом можно без преувеличения сказать, что Россия стала объектом экспансии международного наркобизнеса.

Опасная тенденция, на которую указывают специалисты, это резкое увеличение поставок “тяжелых” наркотиков, в частности, героина. Если еще недавно его изымалось около 2 кг в год, то, например, в 1998 году уже около 200 кг. Значительно вырос приток кокаина. В 1998 году было изъято в 13 раз больше, чем в 1997 году.

В немалой степени распространению наркотиков в России способствовали события последних лет: афганская война, значительный приток беженцев из центрально-азиатских государств и чеченская война.

— Ну и невольно возникают два традиционных русских вопроса: кто виноват и что делать?

— Я не являюсь крупным специалистом в той области, о чем сегодня идет наш разговор, и поэтому мне трудно ответить точно, кто виноват в том, что наркотики получили такое широкое распространение. И можно ли таких виноватых вообще найти? Полагаю, что причин для наркотического бума несколько, они разные, но взаимно дополняя друг друга и создали такую обстановку, какую мы сегодня имеем.

Судите сами, существует устоявшееся мнение, что к употреблению наркотиков людей подталкивают плохие условия жизни. Однако зарубежный опыт свидетельствует, что улучшение благосостояния не уменьшает, а наоборот, ведет к увеличению употребления наркотиков. Другой пример. Мы привыкли считать, что основными потребителями наркотиков являются молодые люди. в принципе так оно и есть. Около 76 процентов наркоманов в России люди до 25 лет. Однако в последнее время в России прослеживается тенденция к употреблению наркотиков и в более старшей возрастной группе. Особенно это касается среды бизнесменов и предпринимателей.

Поэтому мне, как депутату, логичнее ответить на вопрос, что же нужно сделать для уменьшения этого зла. Государство должно признать, что наркотики являются общенациональным злом, с которым надо решительно бороться. Надо объединить усилия и нацелить деятельность десятков государственных служб, министерств и ведомств по борьбе с наркотиками, общественных организаций на безусловное выполнение федеральной программы “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту на 1999—2001 годы”, которая в соответствии с президентским указом должна быть разработана и утверждена до конца 1998 года. Однако в связи с отсутствием финансирования данная программа не выполняется. Так, о какой борьбе с наркотиками может идти речь?

Важная роль в пресечении транспортировки наркотиков принадлежит Федеральной пограничной службе. Большинство центров по производству наркотических веществ (за исключением латиноамериканского) непосредственно выходят на государственную границу России, особенно принимая во внимание ее протяженность почти 63 тыс. км. Пограничники, насколько мне известно, также сталкиваются с проблемой недостаточного финансирования. Привлекательность российского транзита имеет объективные причины: распад Советского Союза и образование независимых государств вызвали появление целого каскада плохо охраняемых границ, которые порой просто обозначаются на карте разделительными линиями. Возможность пересекать такие границы резко увеличилась.

Вот другая ситуация. Грузия приняла решение охранять свою морскую и сухопутную границу самостоятельно. Безусловно, право республики решать как охранять свои рубежи. Однако проблема заключается совершенно в другом: 8 тыс. российских пограничников заменены на 1,5 тыс. человек, из которых только треть имеет какое-либо представление о пограничной службе.

Последствия такого шага, в основе которого лежат, на мой взгляд, исключительно политические мотивы, нетрудно предвидеть. Мафиозные группировки без особых затруднений возьмут под свой контроль отдельные участки границы. Как результат — через территорию Грузии в страны СНГ и в Россию хлынет поток контрабандных товаров и наркотиков. Именно поэтому Совет командующих погранвойсками стран СНГ так много внимания уделяет организации совместной охраны внешней границы Содружества.

Необходимо всемерно совершенствовать законодательную базу деятельности правоохранительных органов. В ныне действующем законе “О наркотических средствах и психотропных веществах”, на мой взгляд, многие положения либо не прописаны, либо спорны.

Нам надо внимательно изучить опыт других стран. В настоящее время есть несколько моделей борьбы с распространением и потреблением наркотиков. Первая модель, которой придерживаются такие страны как Иран, Пакистан, Малайзия, предполагает “крайне жесткую” борьбу с наркомафией. Вторая модель — осуществление “жесткого контроля” — показало свою эффективность в США. Там функционируют свыше 5 тыс. специализированных учреждений, где лечатся больные наркоманией и члены их семей. Еще свыше 600 медицинских клиник занимаются только профилактикой этой болезни. Наши врачи о таких условиях работы могут только мечтать. Представителем третьей модели — либеральной — является Голландия, которая фактически превратилась в наркорай.

Должен сказать, что в докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике, достаточно подробно изложены меры, которые необходимо предпринять, чтобы избежать наркотизации страны.

— Как вы относитесь к проблеме легализации “легких” наркотиков, о чем в российской прессе стали появляться публикации? Между прочим, складывается впечатление, что эта тема кем-то усиленно лоббируется. Есть ли у нас нарколобби?

— Мое отношение к легализации “легких” наркотиков резко отрицательное, так как это может дать новый виток в употреблении наркотических веществ. Медицинские исследования показывают, что наркотическая зависимость развивается только в сторону увеличения дозы употребления. С другой стороны, ясно, то одними запретами проблемы наркомании не решить.

Необходимо также учитывать то обстоятельство, что от наркотиков страдают не только сами наркоманы но и окружающие их люди. Поскольку повышается вероятность несчастных случаев в быту, на работе и на улице, рушатся семьи, рождаются дети—инвалиды, растет число заболевших СПИДом и вирусным гепатитом. Крайне тревожными являются сигналы о том, что многие призывники пробовали или потребляют наркотики. Особо нетерпимым является также и то, что наши школы абсолютно не защищены от наркотиков.

Что касается нарколобби, то ответ на этот вопрос должны дать правоохранительные органы. Хотя не исключено, что, принимая во внимание чрезвычайную доходность этого криминального бизнеса наркомафия для решения своих задач имеет возможность “покупать” нечистоплотных на руку чиновников.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить