Эксперт: Украина никогда своими силами не разберется с назревшими проблемами

Директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин рассказал "Правде.Ру", чем чревато для России невмешательство в дела Украины.

В сегодняшних событиях на Украине активное участие принимает именно  население западной Украины. При этом восточная Украина, последняя  надежда действующей власти, можно сказать, безмолвствует.  Почему столь пассивно ведут себя жители юго-востока Украины, те, чью систему ценностей и этничность принято считать идентичной российской? Они что, не понимают, что их ожидает в случае окончательной победы западенцев? А если понимают, то почему с решимостью не вступают в борьбу?

Дело в том, что юг и восток Украины — это та социальная группа, которая относится к категории пассивное большинство. С точки зрения социологии они представляют себой атомизированную гражданскую массу законопослушных граждан, жителей своего государства, исходящих из нормативов законности и приоритета государственной власти. Поэтому эти люди дисциплинированно ожидают более решительной реакции центральных властей и законодательного обеспечения собственной безопасности и рассчитывают на более активное вмешательство со стороны России, которую они считают близким в культурно-цивилизационном смысле.

В то же время та активная часть граждан Украины, которая сегодня ведет бои с "Беркутом" в центре Киева относится к категории этнического меньшинства. В составе Украины территории, выходцами с которых преимущественно являются радикалы, действующей сегодня в центре Киева против законной власти были присоединены к Украине по итогам второй мировой войны Сталиным — это территории Румынии и Польши. В этническом смысле они не однородны по отношению к остальной части населения Украины, которая сама по себе является полиэтничным образованием. В ней до сих пор проживают русины, цыгане, бойки, вуйки, гуцулы и множество других этнических групп, что не дает возможности говорить об Украине как о единой гомогенной политической нации, на чем настаивают так называемые украинские националисты. Они сами представляют собой как раз этнические группы территорий, присоединенных к Украине в последний момент. Поэтому с точки зрения социологии этнические меньшинства всегда более сплочены, действуют более синхронно и исходят из внутренней энергии, представлений, мотиваций.

Активность и даже некоторую агрессивность этнических групп мы можем наблюдать и в мегаполисах России. Эти группы действуют сплоченно, они консолидированы, и чем меньше группа, тем сильнее она сплочена. На Майдане сегодня максимальную активность проявляют именно эти этнические группы, представляющие собой этнические меньшинства по отношению к населению остальной части Украины, а вот законопослушные граждане, пассивное меньшинство, проживающее в Киеве, как раз выступает в этой ситуации в качестве зрителей. Люди стоят на склонах, на косогорах наблюдают, болеют, сопереживают, но в событиях не участвуют. Здесь сказывается разнородность социального пространства Украины и в этой связи урегулировать этот процесс можно только унифицированными жесткими последовательными подходами.

Главная ошибка, которую допустил Янукович, вслед за своим предшественником Ющенко, который эти же ошибки допустил вслед за Кучмой — это попытка угодить всем. Учитывая разнородность Украины, становится очевидным с точки зрения социологического подхода, что совершенно невозможно и что всякое европейское государство прошло по пути унификации, подавляя настроения, желания, чаяния одних в интересах унифицированного гражданского большинства. Если этого сделано не будет, то ни о какой единой гражданской политической нации на пространстве нынешней Украины речи быть не может.

Речь в противном случае всегда будет идти о гражданском столкновении разнородных социальных этнических групп, что приведет в худшем случае к гражданской войне, а в лучшем к мирному распаду нынешнего украинского государства на культурно-цивилизационные фрагменты. Учитывая, что запад Украины больше склоняется к культурным кодам Европы, хотя для Европы это этнические и архаичные части населения Украины, которые никаким образом в постиндустриальное, постмодернистское пространство однополых браков нынешней Европы совершенно не вписываются. Оно будет либо перемолото в европейской гражданской мясорубке, либо станет представлять огромную проблему для Европы, что там понимают прекрасно, поэтому не спешат присоединять к себе западные части нынешней Украины. Восток, соответственно, вернется в состав России, где он находился до того, как Ленин присоединил восточные части Украины к этому государству, чтобы увеличить его значимость как субъекта. Вместе с Крымом это станет достоянием большой России и, собственно, Украина превратится из буферной зоны, из такой полосы нестабильности, разделяющей Европу и Россию, в линию, и собственно мы вернемся к ситуации пакта Молотов-Риббентроп 1939 года, только граница Европы будет смещена на восток ближе к российской столице.

Почему, по-вашему, в ответ на последовательно наступательные действия мятежников мы в новостях из Севастополя, Харькова или Одессы читаем лишь о бесконечных совещаниях, обращениях, призывах? Как должна поступать в этой ситуации Россия?

— Восточные регионы как раз пытаются вести себя, оставаясь в легальных рамках. Россия уже очевидно не готова к решительным действиям, не готова встать на такую прямую защиту русского населения Украины, которое составляет абсолютно подавляющее большинство, а приняла позицию стороннего наблюдателя, заклиная себя и всех вокруг, что Украина суверенное государство и оно должно самостоятельно разобраться со своими внутренними проблемами, что по сути неверно.

Украина, во-первых, не государство, потому что не соответствует строго категориям государства-нации, это nation, а в терминах геополитики это failed state, то есть, несостоявшееся государство, которое не смогло свой реальный статус подтянуть до нормативных требований национального государства.

Вторая ошибка заключается в том, что Украина не суверенна. Она находится под внешним управлением, причем управляет внутренними, социальными, в первую очередь, процессами тот, кому это нужно, тот, кто хочет, кто изъявляет такое желанию, волю, настрой, тот и управляет. Это в первую очередь Запад, американские стратеги, которые пытаются дестабилизировать Украину для предотвращения любых возможных стратегических контактов России и Европы, что для США будет крахом американской атлантической политики, реализуемой последние несколько десятилетий после окончания второй мировой войны.

И третья ошибка: Украина никогда своими силами не разберется с теми проблемами, которые сегодня возникли, потому что это не проблемы Украины, это сетевая война Запада против России, и здесь Украина вообще по большому счету ни при чем, так же как и ее граждане. Обе стороны страдают, несут издержки, не по собственной воле, не по своей вине, и становятся таким расходным материалом сетевой войны Запада против России. Россия в этой ситуации совсем иначе предпочитает трактовать события. Российская власть считает, что Россия тут не при чем, она никак не участвует в этом, не вмешивается, она почему-то уверена, что ничего не теряет от того, что происходит на Украине, потому что формально это как бы другое государство.

Нынешняя власть — большие формалисты, такие порядочные интеллигентные люди, кивающие на закон, на международное право, на ООН, на статус определения суверенного государства, совершенно не учитывая, что реальность абсолютно не соответствует декларациям. И здесь Россия либо в очередной раз потеряет Украину, а нам как-то не привыкать за последние десятилетия, столетия, мы теряли ее много раз, и, в принципе, для России это обыденная ситуация потерять Украину, потерять восточную Европу, потом вернуть Украину и восточную Европу. Россия — великая страна, она, просыпаясь периодически, возвращает все себе назад, вплоть до Берлина и Парижа или до Дублина, а потом опять засыпает, и все разворовывают, растаскивают, и мы с удивлением обнаруживаем, что у нас опять ничего нет. То же самое происходит и сегодня: Россия совершенно не готова ни морально, ни волевым образом, ни интеллектуально отвечать на эти вызовы, поэтому Украину мы потеряем, в лучшем случае, мы обретем опять во временное пользование восток и юг Украины, и следующий этап, либо потеряем мы это, либо наверстаем то, что было потеряно ранее.

А что вы думаете о самых последних новостях о ситуации и событиях на Украине? Что вы думаете о результатах референдума в Крыму?  Что будет с Крымом? Что будет с Украиной? Насколько реальна угроза войны за Крым? 

 

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить