Не трогайте Мавзолей Ленина

Это письмо было адресовано в редакцию газеты “Правда”. К сожалению, не простым оказался к нам его путь. Юрию Дульгиеру не суждено было увидеть на страницах газеты свои заметки. Смерть оборвала жизнь. Письмо покойного переслали в редакцию его родственники.

Любой житель нашей страны не представляет себе Москву без ее символа — Кремля и расположенной рядом с ним Красной площади, на которой возведен Мавзолей В.И.Ленина, великого мыслителя и великого человека, вождя пролетарской революции.
И вот сейчас вновь возникают предложения не только убрать тело Ленина из Мавзолея и перезахоронить его в могилу матери в Петербурге, но и снести Мавзолей.
Мне особенно горестно слушать такое предложение, поскольку я являюсь одним из сотрудников Щусева, принимавшим участие в проектировании Мавзолея в 1929-30 гг.
Мы, его сотрудники, дружно и с энтузиазмом работали над составлением этого проекта в мастерской, помещавшейся в кооперативном жилом доме, возведенном для работников Художественного театра в Брюсовском переулке (ныне ул. Неждановой), в котором проживали такие великие артисты, корифеи русского театра, как Качалов, Москвин, Леонидов, Тарханов и другие. Здесь, в течение года , мы не считаясь со временем, создавали все основные чертежи Мавзолея, которые затем непосредственно передавались на строительную площадку.
Большое мастерство, весь предыдущий опыт зодчего монументалиста, а также умение овладевать проблемами планировки и градостроительства дали возможность Щусеву блестяще справиться с поставленной перед ним задачей и быстро разрешить сложнейшую проблему сооружения рядом с высотными композициями Кремля и Красной площади Мавзолея В.И.Ленина, что обогатило собой прекраснейший в мире архитектурный ансамбль. Это особенное историческое значение обусловило его необычную популярность.
Сила и особенность таланта Щусева заключалось в ярком образном мышлении. Композиция Мавзолея в его самом первоначальном виде была найдена им в течении одной ночи. На Красной площади в считанные часы январских дней 1924 года был возведен первый временный деревянный Мавзолей. Затем с весны началось сооружение гранитного Мавзолея, с двумя трибунами для правительства и военачальников. Позднее на одном из его уступов была размещена большая центральная трибуна, с которой впервые принимался парад Победы.
Мавзолей, размещенный на самой высокой точке площади, на поперечной ее оси, образуемой Сенатской башней Кремля, куполом здания бывшего Верховного Совета и центральной аркой ГУМа, явился центром прекрасного ансамбля Красной площади, вдохнул в ее архитектуру глубокое идейное содержание, придал ей композиционную завершенность.
Гениальное по простоте и выразительности, известное всему миру сооружение Мавзолея отражает героику и величие нашей эпохи и несет своим поэтическим воспроизведением бессмертие и непобедимость свободных народов России.
Так неужели же мы позволим нанести непоправимый удар в ее сердце?

Юрий ДУЛЬГИЕР,
член Союза архитекторов России с 1934 года.
Москва.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить