Пчелки в немилости

На четыре сотни коллективных хозяйств Тульской области осталось всего пять пасек. Неужели древнейшая отрасль, а пчеле от роду более 40 миллионов лет, обречена, по крайней мере, в этом регионе, на сиротство?

В прошлом веке Тульскую губернию иначе как медоносным краем не называли. Не случайно отсюда родом выдающийся ученый-пчеловод Анатолий Буткевич — автор семитомной энциклопедии по этому направлению. У местного общества пчеловодов, председателем которого являлся г-н Буткевич, была обширная сеть магазинов не только по всей губернии, но и в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России.

Члены общества регулярно устраивали “медовые недели”, которые становились настоящими народными праздниками. Натуральный липовый, гречишный, разнотравный мед с обязательным представлением всех “паспортных” данных продукта (сейчас это называют сертификатом качества) продавался в розницу и оптом в специальных емкостях из липовой коры или дощечек вместимостью от фунта до пуда. В эти дни ароматом полей и лесов были полны все улицы и дворы.

Увлекался разведением пчел в Ясной Поляне и Л.Н. Толстой. Одно время он целыми днями пропадал на пасеке, забывая подчас даже про обед. Читал специальные книги, в том числе и Буткевича, сам делал рамочные ульи... Софья Андреевна писала, что ее муж “имел такой вид, что для него теперь центр всего мира составляет пчельник, а потому все должны исключительно интересоваться пчелами”.

И в советское время пчеловодству уделялось довольно много внимания. Достаточно сказать, что к 1940 году СССР имел свыше 10 млн. пчелосемей — больше всех в мире. Даже американцев обогнали. Правда, потом началось падение. И виной тому отчасти чрезмерное увлечение химизацией сельского хозяйства. Пчел просто потравили ядохимикатами, которые бездумно распыляли с земли и с воздуха. Особенно серьезный удар был нанесен в последние годы, когда село стало финансироваться по остаточному принципу.

Так, в Тульской области за пять лет ликвидировано 45 пасек, при этом производство меда сократилось на 54, воска — на 35 процентов. Если и дальше дело пойдет такими темпами, то отрасль погубят окончательно, тулякам уже будет стыдно причислять себя к землякам страстного пчеловода Буткевича. Останемся без чудодейственных лекарственных препаратов на основе пчелопродуктов, в первую очередь без прополиса. Малочисленные индивидуальные пасеки положения не спасут, что уже сейчас видно по высоким ценам на мед.

Чиновники, оправдывая сложившуюся ситуацию, ссылаются на нехватку средств для финансовой поддержки пчеловодства, как будто их всегда было с избытком. А ведь именно эта отрасль не связана с особым риском. В благоприятные для хорошей взятки меда годы затраты окупаются как минимум в 10-15 раз. Никакая другая отрасль сельского хозяйства пока не способна на такую эффективность.

Это понимают многие специалисты и хозяйственники. Например, в коллективном сельхозпредприятии “Клин” Веневского района пасека из 120 пчелосемей содержится в прекрасном состоянии и приносит солидную прибыль. А вот законодатели молчат, словно воды в рот набрали. Уже пять лет в Государственной думе без движения лежит проект закона об охране пчел и пчеловодства. Более трех лет соответствующий документ местного масштаба не находит должного понимания у депутатов областной Думы. У избранников народа никак руки не дойдут до рассмотрения судьбы великой труженицы-пчелы. А ведь от чая с медом никто из них не отказывается, когда едут в свои округа для общения с избирателями. Да и кружку-другую хмельной медовухи не отставят. Тогда только о пчеле и пасечнике вспоминают добрым словом.

Николай ПАВЛОВ.
Корр. “ПРАВДЫ” — Интернет”.
Тульская область.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить