Подвиг Гвозденя Дьюкича

Подробности о том, как была сбита американская “невидимка” F-117А в небе над Югославией

Весь мир, как помнит читатель, увидел в конце марта на экранах телевизоров обломки американского стервятника Локхид-Мартин F-117А “Найтхок”, сбитого в югославском небе под Белградом.

Кто сбил “ночного ястреба” — так переводится наименование самолета “невидимки”? Министр обороны России, помнится, сразу по получении известия о том событии определенно заявил, что “стелc” был сбит мобильным войсковым зенитным ракетным комплексом средней дальности “Куб” российского производства. Вторая версия уничтожения “невидимки” — ее сбил истребитель МИГ-29. Теперь точно известно, что хваленый американский бомбардировщик был действительно сбит в воздушном бою отважным югославским летчиком-истребителем подполковником Гвезденем Дьюкичем. Президент Слободан Милошевич наградил пилота высоким орденом и лично вручил его герою.

...Гвоздень Дьюкич в ту ночь 27 марта на своем МИГе-29 прикрывал небо столицы на дальних к ней подступах. Неожиданно увидел перед собой не далее, чем в полутора километрах силуэт самолета. По внешнему виду сразу же определил: враг, “ночной ястреб”. Дьюкич с разворота произвел пуск ракеты “воздух—воздух”. Второго пуска не потребовалось. Цель была поражена первой ракетой. “Найтхок” развалился на куски. Американский летчик катапультировался. Это все наблюдал Гвоздень Дьюкич и его ведомые.

Вот как о том ночном бое рассказал сам подполковник в интервью югославскому военному журналу: “Удовольствие — как у индейца, который снял скальп (с головы врага), или даже сильнее — было у меня, когда прямо перед моими глазами оказался “невидимый” самолет. Я немедленно атаковал его.

Да, ловили, ловили мы их знаменитый F-117А в нашем небе — и наконец поймали

Наверное, капитан Кен Двили (так зовут американского летчика со сбитого “невидимки” — В.И.) по кличке Дух не знал, когда в очередной раз летел сеять смерть в наших городах, что за ним идет охота. Не знал он о нашей поговорке “черная овца — паршивая овца”, а мистер Двили был из эскадрильи, которая называется “Черная овца”. Может, название и сыграло с ним злую шутку — кто знает?

В общем, что было, то было. Технология “стеле”, миф о непобедимости бомбардировщика типа F-117А, миф о его неуязвимости — все это закончилось в нашем небе. Так вот, увидел я светлую точку в небе — и устремился в ту сторону. Она двигалась навстречу. Попал первой ракетой. После выстрела мне показалось, что произошло чудо. Есть тому очевидцы — Савва Иовин и Лале Итич из Будьяновицы. Они поспорили на бочку пива, кого я сбил — “Торнадо” или F-16. Оба проиграли, но, думаю, не сильно из-за этого переживают”.

А что же Кен Двили? Что он рассказывает о том бое? В американском журнале “Альбуркерке” и на официальном Интернет-сайте ВВС США помещено интервью этого сбитого в Югославии летчика.

“Я помню, что мне с огромным трудом удалось взяться за ручки катапульты. Я всегда пристегиваюсь очень тщательно, но из-за очень большой перегрузки я висел на ремнях, мне было трудно дотянуться до ручек. Один лишь момент не могу вспомнить — когда я потянул за ручки катапульты. Просто Бог дернул их моими руками. Мне не пришлось долго обдумывать. Специальная программа, по которой я обучался, дает очень сильные основы техники выживания и предотвращения попадания в плен, хотя все это было только на тренировках... Я знал, что оказался в глубоком тылу, приблизительно в 30 километрах от Белграда. И мне было не очень весело, учитывая риск обнаружения вражескими поисковыми группами...”

Что ж, агрессору повезло. Район, где он приземлился на парашюте, был действительно прочесан югославскими военными. Одна собака прошла неподалеку от него, спрятавшегося в пахоте, но, не учуяв запаха, увела солдат в сторону. Его забрали вертолеты 16-й спецгруппы ВВС США. И свое интервью летчик давал уже в Америке, на авиабазе Холломэн (штат Нью-Мехико).

1 апреля в югославском небе был подбит еще один “Найтхок”. Отличились югославские зенитчики. Пилот сумел дотянуть подбитую машину до аэродрома под Загребем. В ночь с 5 на 6 апреля примерно в 10 километрах от города Нови-Сад была сбита еще одна американская “невидимка”. А в мае югославские СМИ сообщили об уничтожении очередного “ночного ястреба”!

Впрочем, американские летчики называют его почему-то “хромым карликом”. Может, из-за низких летных характеристик “Найтхока”? У него малая маневренность, невысокая, дозвуковая скорость, ограниченный радиус действия — не более 800 километров, сравнительно невысокий потолок — всего 13 с небольшим тысяч метров. На его борту нет радиолокационной системы: излучение радара могло бы демаскировать “невидимку”.

Что же, югославы первыми открыли счет “хромым карликам”? Отнюдь. Первая американская “невидимка” нашла свой конец в первый же день операции “Буря в пустыне”. Это случилось 17 января 1991 года в четыре часа по багдадскому времени. Еще не наступил рассвет, когда иракские зенитчики, освоившие советский мобильный ракетный комплекс “Оса”, первым же пуском уничтожили американский бомбардировщик, изготовленный по технологии “стелс” и “невидимый” будто бы для средств ПВО противника.

Опыт вооруженной борьбы с агрессорами восемь лет тому назад в Персидском заливе и теперь на Балканах убедительно опроверг бахвальства американской военщины на счет их “стелсов”. Самолет-“невидимка” не видима лишь для слепых. Под такими заголовками даже проамериканская печать на Западе опубликовала сообщения о сбитых в небе Югославии “ночных ястребах”. По самолюбию и престижу американской и всей натовской военщины, продолжающей кровавую расправу над югославским народом, нанесен, может быть, один из сильнейших ударов.

Василий ИЗГАРШЕВ,
военный обозреватель “ПРАВДЫ” — Интернет”.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить