Источник Правда.Ру

“НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ”

Диалог после успеха

В свое время Лидия Юдина была утверждена на главную роль в знаменитой “Карнавальной ночи”, но из верности к театру отказалась от съемок, за что и была наказана. Два года ей было запрещено чиновниками сниматься в кино. Но это не лишило ее актерской судьбы. В театре она работала с такими крупными режиссерами, как Б. Бабочкин, Б. Равенских, И. Ильинский, Л. Варпаховский. Ее партнерами по сцене были замечательные артисты Малого театра: великая В. Н. Пашенная, Е. М. Шатрова, Е. Н. Гоголева, И. В. Ильинский, И. А. Любезнов, М. И. Жаров, М. И. Царев и многие, многие другие. А. Б. Бабочкин считал ее своей лучший партнершей.

— Лидия Витальевна, как вы оцениваете появление спектакля “Лес” А. Н. Островского на афише Малого театра?

– Островский как драматург – на все времена. Вслушайтесь, каждая его фраза отвечает сегодняшнему моменту. Ее проживаешь всегда очень лично. Он – национальный драматург. И “Лес” как нельзя больше попадает в современность.

– Наверное, не только поэтому у спектакля такой успех, что “браво” кричат и во время действия, и на поклоне?

– Конечно, нет. Очень много заложено режиссером. Юрий Мефодьевич Соломин работал с таким поразительным трепетом и отдачей, что невозможно было не влюбиться в материал пьесы. И потом он режиссер, который дает актеру полную свободу, растворяясь в нем. Это самое ценное, что может быть в режиссере. Еще меня поражали его удивительные выдержка и такт в работе. Для актера это очень важно, потому что мы люди очень ранимые.

– У вас удивительное актерское свойство, вы на сцене разрешаете партнерам быть талантливыми. И хотя в этом спектакле у вас ведущая роль, вы никого не “подмяли” под себя, а наоборот, как бы подчеркнули подробной игрой смысл каждого персонажа.

– Мне очень интересно с партнерами на сцене. Когда с тобой играет одаренный актер, испытываешь необыкновенное наслаждение.

Это чувствуется и в зале. Какой-то особый кураж идет от исполнения спектакля...

– Это, наверное, еще и от общего волнения на сцене и влюбленности в свой персонаж. Гурмыжская – такая роль, которую можно совершенствовать бесконечно. В ней можно сыграть все – она безгранична. А кураж – это отражение репетиций, когда каждый день работы на сцене был открытием, откровением. Я очень благодарна Юрию Мефодьевичу Соломину, он подарил мне светлый период жизни и какое-то новое дыхание в профессии.

Что вам дала Гурмыжская как женщина и как социальный тип?

– Каждому образу актер находит оправдание, потому что любит его. Для меня Гурмыжская - беззащитная женщина. Это и у Островского дано. Как всякая женщина, оставшись одна, она нуждается в опоре. Еще она женщина, которая горит внутри, потому и ищет выход своим силам. Она натура страстная. Подумайте, если Гурмыжская – потухшая женщина, то и писать ее не имело бы смысла. Меня вела в этой роли фраза Пушкина: “Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...”

Человек имеет право на любовь в любом возрасте?

– Конечно!

– Лидия Витальевна, а как вам кажется, какие профессиональные и человеческие качества цементируют Малый театр сегодня?

– Наверное, то, что у нас в театре не умерло духовное единение в традициях. Они живы. Как говорила когда-то Вера Николаевна Пашенная: “Правда жизни!” И очень важное значение для нашего театра имеет речь как зеркало души человека. Профессионален, по-моему, актер тогда, когда он умеет слушать и видеть твои глаза. А если говорить о человеческих качествах? Я люблю в людях просветленность и чистоту. Я ее очень чувствую. Это создает доверие в отношениях. Глубина в людях привлекает. То, что называется личностью.

– А каких качеств не хватает современной режиссуре?

- Я очень ценю в людях интеллигентность. Это не значит, что человек должен быть очень образован. Сочетания могут быть разные. Интеллигентность может быть свойственна и простым людям. У меня папа был очень эрудированным человеком. Он был в дипломатическом корпусе и после войны пережил все сложности нашей жизни, и даже вынужден был одно время уехать в Керчь, изучать склепы, работая уже директором музея. Так вот, он был удивительным собеседником для каждого человека. Сам же он по натуре был очень скромен, и у него как будто отсутствовало свое “я”. Его умение раствориться в человеке, выслушать его, понять стало для меня очень ценным свойством независимо от профессии. Это же я отношу к режиссуре. Мне в свое время довелось работать со многими мастерами сцены, которые составили славу отечественному театру, и я считаю, что должна быть внутренняя интеллигентность. Она дает огромные возможности режиссеру.

– А были какие-то курьезы в вашей биографии?

– Конечно, как у всякого актера. Мое поступление на артистическое поприще. Я уже говорила, что для актера очень важна речь. Сначала я поступала в студию оперетты. Мама говорила, что я прежде всего должна показать диапазон голоса. Сама она очень одаренный человек, окончила студию Ермоловой у Айдарова и обладала необыкновенной красоты контральто. Нарядного платья у меня не было, и моя родственница одолжила его у знакомой генеральши. В нем я почувствовала себя королевой. И вот перед большой комиссией, возглавляемой Иосифом Михайловичем Тумановым, я, тоненькая и хрупкая, начала басом читать: “Гарун бежал быстрее лани...” У всех округлились глаза. Потом, через паузу спросили, что еще могу. Спеть, говорю. И запела тоненьким-тоненьким голосом “Между небом и землей...” Что тут было! Комиссия зашлась от смеха, а я стояла растерянная. Туманов потом это часто вспоминал. Но меня тянуло в драму, и я поступила сразу на второй курс Щукинского училища. Очень горжусь своими педагогами – Анной Алексеевной Орочко, Цецилией Львовной Мансуровой, Рубеном Николаевичем Симоновым и другими. Они мне и дали опору в профессии.

– А что было главным в их уроках?

– Многое. Русский характер – сострадатель. Когда зритель тянется к тебе вниманием? Когда ты внутренне наполнен. Ведь выносишь на сцену не только персонаж, но и тему роли, всего спектакля. Самый прекрасный для меня момент, когда я овладеваю залом, и он меня слушает и слышит.

– А как вы понимаете место актера в современном театре?

– Его место в театре не меняется. Он – главное лицо на сцене. Хорошая декорация может на какое-то время отвлечь внимание зрителя, даже вызвать аплодисменты. Но все-таки захватывает и берет зал актерское мастерство. Это главное, ради чего приходит зритель в театр. Он приходит к человеку.

Беседу вела
Вероника Зуева.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Потерпевшей потребовалась госпитализация, а злоумышленников полиция задержала полиция по горячим следам: они оказались безработными выходцами с Ближнего Востока

Четверо беженцев изнасиловали пожилую немку

В самое ближайшее время для развития успеха в Дейр эз-Зоре, сирийской армии остро необходимо в ближайшее время переправиться на левый берег Ефрата. В этом им помогает авиация ВКС России.

Уникальные видеокадры уничтожения "флота" ИГИЛ* на Евфрате
Комментарии
Три типа матерщинников: кто по-настоящему опасен?
Тайный план США по спасению империи
Погибнут миллионы: пророки и ураганы раздули панику в США
Тайный план США по спасению империи
Астрономы нашли еще одну Луну, вращающуюся вокруг Земли
Тайный план США по спасению империи
Астрономы нашли еще одну Луну, вращающуюся вокруг Земли
Украина опять пытается продать Крым. За 5 миллиардов
Киев начинает обустраивать границу с Донбассом
Земля - народу: каждый работник в РФ получит % от недропользования
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Земля - народу: каждый работник в РФ получит % от недропользования
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Земля - народу: каждый работник в РФ получит % от недропользования
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
"Яблоко" предлагает России смириться
Ученые пытаются найти в мозгу человека "центры мудрости"
Называется "нашел": Навальный "списал" программу у Медведева
На Генассамблее ООН Порошенко призвал быстрее прислать миротворцев в Донбасс
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
На Генассамблее ООН Порошенко призвал быстрее прислать миротворцев в Донбасс