Источник Правда.Ру

С ВЕРОЙ И НАДЕЖДОЙ

У Валерия Николаевича Балабанова — огромное количество званий и должностей. Он председатель художественного совета Международного фонда славянской письменности и культуры, член правления фонда Г.К. Жукова, член общественно-наблюдательного совета по воссозданию храма Христа Спасителя, академик двух академий, профессор, заведующий кафедрой изобразительного искусства Академии славянской культуры, сопредседатель Троицкого православного собора.

Но в эти дни народный художник России Валерий Балабанов прежде всего — член оргкомитета Дней славянской письменности и культуры. В нынешнем году столицей праздника стал Псков. Накануне с ним встретился наш корреспондент, записавший монологи художника о его жизни и творчестве.

ПРАЗДНИК

Как известно, он проводится с 1986 года, берет начало в Мурманске. Честь и слава писательской организации этого приполярного города и ее руководителю прозаику Виталию Маслову. А потом Вологда, Новгород, Киев, Минск, Смоленск, Ярославль... С 1992 года праздник становится государственным. А теперь он в равной степени стал и церковным — вместе с учреждениями культуры в его проведении участвует и православная церковь.

Праздник давно и прочно вошел в мою жизнь. В свое время скульптор Вячеслав Клыков обратился ко мне с просьбой сделать эмблему Международного славянского фонда. А затем и праздника. Во время его проведения в Москве был открыт и освящен памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади, в нем была установлена неугасимая лампада, и естественно, что после этого праздника украсили фигуры создателей славянской азбуки. Довелось мне так же делать символику для кинофестиваля “Золотой витязь”, который проводится по инициативе и при самом активном участии замечательного кинорежиссера Николая Бурляева, а также для его киноцентра “Русский фильм”.

Вообще, когда меня спрашивают, что мне дает праздник, я отвечаю: во-первых, причастность к большому общему делу и великой славянской культуре, в которой я обретаю чувство близости и родства с миллионами и миллионами своих братьев-славян, живущих во всем мире. А во-вторых, он познакомил меня с замечательными людьми, подвижниками святой идеи воскрешения Отечества нашего: писателями Валентином Распутиным и Владимиром Крупиным, учеными Никитиной Толстым, Михаилом Лемешевым и Павлом Флоренским, кинорежиссером Николаем Бурляевым и Борисом Карповым, актерами Александром Михайловым и Владимиром Заманским и многими-многими другими замечательными русскими людьми.

ОРДЕН

Не кажется ли вам удивительным, что праздник письменности и культуры отмечается в майские дни следом за праздником Победы? В календаре они идут чередой, перемежаясь со старинными православными праздниками, как бы подчеркивая важность традиций единства и братства. Валерий Балабанов не устает подчеркивать, что он русский, православный человек и художник, что он живет болями и радостями своего народа и своей страны.

Я часть целого, а целое — это народ, и звание народного художника — это честь и вместе с тем как бы знак единства, родства. Дело именно в этом, а не в популярности. Популярность — это совсем иное. Творчество — процесс индивидуальный, а народное признание — как бы одобрение, разрешение заниматься искусством дальше. Впрочем, я и не имея никаких званий, считал, что я народный. Потому что все в творчестве делал для людей.

Художник, с красками он работает или со словом, в России обречен на историческую исповедь.

Как рождается тот или иной замысел художника? Ответить непросто, всякий раз бывает по-своему. Знаю только, где и как родилось решение ордена Жукова — на Прохоровском поле.

В 1991 году мой друг Вячеслав Клыков, будущий автор памятника маршалу Жукову, привез меня на Прохоровское поле — на освящение закладного камня храма Первоверховных апостолов Петра и Павла.

А ровно через три года с Вячеславом Клыковым и писателем Владимиром Крупиным мы вновь 12 июля, день Петра и Павла, были на Прохоровском поле на освящении креста — памятника клыковской работы на братской могиле героев танкового сражения. Со своими товарищами я слушал рассказ о том, каким был тот день, когда женщины, девушки, мальчишки вышли хоронить павших. Вот те девушки, а теперь глубоко пожилые женщины нам и рассказывали: наши погибшие воины лежали навзничь, лицом к небу, к Богу. Это защитники родной земли. А захватчиков находили, лежащих ничком или в неудобной позе. Как на известной картине Васнецова.

На окраине Сторожевого и захоронили павших героев в братской могиле. А когда в хрущевские времена скромное сельское кладбище хотели снести, те же женщины не дали этого сделать, встав перед бульдозером.

Там и подумалось: жизнь всем нам, современникам, дарована воинами-защитниками родной земли. А поля России — это душа русского народа.

Защитники... В основе этого слова — корень “щит”, символ надежности обороны во все времена. Из четырех рубиновых щитов, обороняющих страну с Запада, Востока, Севера и Юга, на ордене выстраивается нерушимый крест защиты святой земли. В центре — медальон с изображением Г. Жукова. А серебряные орденские лучи-штралы образуют восьмиконечную Богородичную звезду. Так соединяется Земное и Небесное. А это и есть символика. Исторически справедливо, что орден за номером один присвоен не кому-нибудь, а именно маршалу Жукову. И вполне закономерно, что орден “Георгий Жуков” в своем цветовом решении восходит к ордену Победы, знамени Победы и к георгиевскому кресту — символу солдатской доблести и славы. Кстати, колодка жуковской медали украшена двумя лентами — красной и муаровой, пришедшей в наши дни с георгиевской медали. Да и победа к нам пришла в день Святого Георгия.

ХРАМ

На стене в причудливо украшенной небольшой мастерской художника Валерия Балабанова среди фотографий есть одна особенная, увеличенная до внушительных размеров. На снимке — крупно: мэр Москвы Ю.М. Лужков, патриарх Всея Руси Алексий II и народный художник России Валерий Балабанов. Рядом документ, из которого следует, что музей храма Христа Спасителя принял в дар от автора — художника В. Балабанова картину “Пловец”. И тут же благодарственные слова патриарха:

“Валерию Николаевичу Балабанову.
В день передачи в дар музею картины “Пловец”.
С верой и надеждой в возрождение России.
Патриарх Алексий.
4.IV.1997 г.

Снимок сделан на заседании общественного наблюдательного совета по воссозданию храма Христа Спасителя. Валерий Балабанов — член этого совета. Здесь же и произошел акт передачи картины в дар. Но что же это за картина?

Картину “Пловец” я закончил в 1986 году. Тогда же впервые показал на выставке “Памятники Отечества” в столичном Доме художника на Кузнецком мосту. Уже тогда она вызвала интерес — стала репродуцироваться в газетах и журналах. Что на картине изображено? Бассейн “Москва”, в зеркале бассейна отражается храм Христа Спасителя, а по водным дорожкам как бы из небытия, из легенды перебирается, взмахнув рукой, Георгий Победоносец. Это он — пловец. “В одном стихотворении есть такая строчка: “Откуда плыл, куда приплыл, зачем приплыл пловец?..” Из прошлого — в настоящее, чтобы передать эстафету памяти. В то время еще не шла речь о восстановлении храма.

И вот свершилось, было принято решение о строительстве. Прошло время, и красавец сияет своими куполами, радует москвичей. Да, на строительство храма Христа Спасителя затрачены и муниципальные деньги, но все равно надо считать, что он построен на народные деньги, как говорится, всем миром. И сегодня я с гордостью говорю, что для меня великая честь — моя картина находится в галерее нижнего храма Преображения Господня.

Монологи художника записал
Николай ГОРБАЧЕВ.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
"Ни фига не зарабатывают. Нормально?": помощник Путина обрушился на Роскосмос
Флаг — не главное: сборную России выпустили на Игры-2018
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Мединский не остановит "полет пули" в Россию
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Ищите женщину: почему у мужчин без костей не только язык
Ищите женщину: почему у мужчин без костей не только язык
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Музей Штирлица хотят открыть под Владимиром
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Несколько государств Европы лишились поставок газа. И на Россию не свалишь...
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры