На западном форпосте России

За окном автобуса неторопливо проплывал типично русский зимний пейзаж: занесенные снегом глухие леса, продрогшие на ветру прозрачные рощицы, белые безмолвные поля. И только изредка появляющиеся вдали хутора в два-три дома с почерневшей черепичной крышей говорили, что нет, это не российская глубинка. Действительно, мы ехали по земле бывшей Восточной Пруссии, ныне Калининградской области.
Непростые судьбы этого края тесно переплелись с событиями, оставившими глубокий след в истории. В августе 1945 года в результате Потсдамского соглашения часть земель Восточной Пруссии была передана Советскому Союзу. Так они стали самыми западными территориями вначале СССР, а затем, после известных драматических событий 1991 года, России.
Наш путь лежит туда, где наперекор суровым морским ветрам и грозному рокоту волн прочно вцепился в самый краешек суши небольшой городок Балтийск, которому на исходе нашего бурного века суждено было стать главным морским форпостом России на западных рубежах. Это имя город носит с 1946 года, а до этого он был обозначен на картах как Пиллау, город-крепость, где находилась военно-морская база германского флота. В годы войны здесь размещались элитные соединения немецких подводников, большая часть которых пошла на дно Балтики в январе 1945 года после знаменитой “атаки века” легендарного советского асса-подводника Александра Маринеско.
Короткая остановка у КПП и шлагбаум медленно пошел наверх — путь на закрытую еще совсем недавно территорию Балтийская свободен. Строгий военный городок. В нем сразу чувствуется то особое, свойственное только военным гарнизонам, внутреннее напряжение и готовность к другой жизни. Причудливое сочетание современных зданий и домов, сработанных еще старыми немецкими мастеровыми. Угрюмые готические постройки из темно-красного, словно обоженного огнем белых сражений, кирпича могли бы поведать о многом...
Впервые российский флаг был поднят над крепостью Пиллау 1 сентября 1758 года. В ходе Семилетней войны между Россией и Пруссией русские войска, одержав ряд побед над пруссами, 11 января 1758 года почти без сопротивления вошли в Кенигсберг и Пиллау. Задержка с подъемом флага в морской крепости была вызвана затянувшейся волокитой с изготовлением русских штандартов. Четыре года реяли российские стяги над землями Пруссии. В 1762 году по приказу Петра III русская армия покинула эти края...
Спустя почти 200 лет теперь уже советским войскам предстояло поднять знамя победы над неприступными бастионами города-крепости. Весной 1945 года на территории Восточной Пруссии развернулись тяжелые кровопролитные бои. 9 апреля года после жестоких сражений капитулировал Кенингсберг, а Пиллау был все еще в руках фашистов. Немцы стремились удержать город любой ценой — через него шла эвакуация разгромленных войск. Армия “Восточная Пруссия”, прижатая почти к самой кромке моря, продолжала оказывать упорное сопротивление наступающим советским войскам. И не удивительно. Узкий полуостров, где находился город, был прорезан пятью мощными оборонительными позициями и, буквально, “нафарширован” дотами. Его южная часть прикрывалась старинной крепостью с пятиметровыми каменными стенами, которые не поддавались даже авиационным бомбам.
20 апреля ударная группировка 11 гв. армии пошла на решительный штурм Пиллау. Под смертоносным огнем противника началось настоящее прогрызание бетонных укреплений. За первый день ожесточенных боев войска продвинулись всего на километр. Несмотря на отчаянное сопротивление врага 25 апреля в дымное небо города взметнулся алый флаг.
Память о грозных событиях тех дней хранят монументы, воздвигнутые в честь героев, архивы музея Балтийского флота, холодные воды Балтики. На страже этой памяти стоят живые участники тех незабываемых сражений. Идут годы, а они снова и снова приходят на пристань и подолгу молча смотрят на неспокойное, как и в те дни, море, силуэты военных кораблей, словно спрашивая нынешнее поколение защитников: “Вы помните?”...
У причала покачиваются на балтийской волне корабли различного класса. Мы поднимаемся на борт сторожевика “Ярославль”. Нас приветливо встречает старший лейтенант. Невысокого роста, крепко сбитый, он из числа тех, в ком сразу угадывается “морская душа”. Не без гордости показывая свое мудреное корабельное хозяйство, он иногда вдруг умолкает и тогда в его открытом взгляде читались боль и тревога...
Несмотря на известные трудности судно было ухоженным. Во всем угадывался тот особый морской порядок и придирчивый командирский догляд, когда на палубе и в каютах нет ничего лишнего, все принайтовано, подогнано и пригнано. Аккуратно прибранные кубрики для личного состава. Матросы в чистых робах, подтянуты и доброжелательны. Свежий балтийский ветер, холодное зимнее солнце и тяготы нелегкого морского труда уже оставили в их облике тот едва уловимый шарм, по которому моряки легко узнают друг друга на суше.
Почти 20 лет “Ярославль” на плаву. Последние годы корабль находится в пограничном дозоре морских границ России. Знавал он времена, когда ходил с дружескими визитами заграницу и заморские доки. Похлопывая по холодной стали орудия, восхищенно поднимали палец вверх, удивляясь боевой мощи столь малого судна. Сторожевой корабль — цель малоразмерная и в серьезном деле вся надежда на внезапность удара, скоростной маневр, выучку и слаженность действий экипажа. Отработать это можно только в море. Но вот уже много месяцев корабль стоит у пристани. Причина простоя банальна — отсутствие топлива... Именно это тяготило больше всего морского офицера. Без моря служба теряла смысл.
Боевая слава российского флота во все времена держалась на таланте и мудрости флотоводцев, мужестве и стойкости офицеров и матросов. Теперь это мужество требуется и для того, чтобы жить. В прямом смысле этого слова. С жильем для служивого человека в Балтийске трудно, как, впрочем, и во всей Калининградской области. Так уж получилось, что во всей России именно здесь самая высокая плотность бесквартирных военнослужащих. Командование Балтийского флота и местные власти делают все, чтобы облегчить положение военных. В 1998 году в Калининградской области справило новоселье более 500 семей военнослужащих и уволенных в запас.
Уже в этом году 14 января был сдан в Балтийске в эксплуатацию 108-квартирный дом с улучшенной планировкой квартир. Всего в 1999 году на Балтфлоте планируют перешагнуть планку в 1000 квартир, из них более 600 в Калининградской области.
Определенные надежды в решении проблемы жилья поначалу связывались с Федеральной программой “Государственные жилищные сертификаты”. В 1998 году на Балтийском флоте с помощью их было закуплено 104 квартиры. Для начала не так уж плохо, но если учесть, что число семей военнослужащих, нуждающихся в жилой площади на флоте составляет около 6 тысяч, то станет понятно сколь невелико пока ее влияние на реальное положение дел. После прошлогоднего августовского кризиса надежды эти стали еще более призрачны. 25 февраля состоялось долгожданное заседание Правительства России, на котором была одобрена концепция дальнейшего развития этой программы, придающая ей в новых экономических реалиях “второе дыхание”.
Хватает в Балтийске и других проблем. Взять хотя бы водоснабжение. Население города уже много лет испытывает проблемы с водой. Она подается в жилые дома строго по графику лишь три раза в день. Летом 1996 года в пылу предвыборной кампании Президент России заглянул ненадолго в Балтийск и твердо пообещал местным жителям круглосуточное водоснабжение. На Руси говорят, что обещанного три года ждут. Скоро президентским обещаниям исполнится ровно три года, а с водой в городе все по-прежнему...
Так живет сегодня Балтийск, состоящий на службе у России. Живет трудно, но о проблемах предпочитает говорить сдержанно, потому что, как и прежде, главным смыслом своей жизни эти люди считают прежде всего служение Отечеству.
Мы покидали город на исходе короткого зимнего дня. Мимо нас величественно проплывала суровая фигура Петра, ставшего на берегу залива в честь 300-летия основания флота российского. Железной поступью упираясь в землю, он взыскательным взглядом окидывает горизонты Балтики. Невольно вспомнились его слова из Морского устава: “Все военные корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги”. Этому наказу основателя российского флота верно и нынешнее поколение балтийцев.

Полковник Юрий ЧИРКОВ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить