Документы

ПИСЬМО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОЮЗНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА СРЮ М.БУЛАТОВИЧА
ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЕКРЕТАРЮ ООН К.АННАНУ
Белград, «16» июля 1999 г.
Ваше Превосходительство!
Правительство СР Югославии с вниманием рассмотрело Ваш Доклад по временной администрации ООН в Косово и Метохии (S/1998/779 от 12 июля 1999 г.), сделанный в Совете Безопасности в соответствии с оператив. статьей 20 Резолюции СБ 1244 (1999). Его значимость настолько больше, насколько некоторые аспекты доклада могут иметь далеко идущие последствия не только для процесса стабилизации общей ситуации в Косово и Метохии, но и шире в регионе.
Резолюция Совета безопасности 1244 (1999) однозначно подтверждает суверенитет и территориальную целостность СР Югославии в Косово и Метохии и четко определяет рамки международного гражданского присутствия и присутствия сил безопасности в этом сербском Крае. Строгое соблюдение суверенитета и территориальной целостности СР Югославии является единственной стоящей основой активности всех участников выполнения Резолюции 1244 (1999) и будущего политического решения по Косово и Метохии. Поведение, которое откланяется от этого принципа не в интересах стабилизации ситуации и его политического урегулирования.
Как Вам известно, СР Югославия выполнила все свои обязательства из Резолюции СБ 1244 и сопровождающих ее документов, и поэтому она вправе настаивать на том, чтобы все другие субъекты сделали то же самое, в первую очередь МООНК и КФОР. Актуальная ситуация в Косово и Метохии, однако, указывает на то, что имеющимися до сих пор результатами в реализации положения и духа Резолюции 1244 (1999) мы не можем быть довольны. Доклад, также, дает серьезный повод указать на отклонения от слова и духа резолюции, т.е. на серьезные превышения мандата и компетенций МООНК.
В Докладе с правом указывается на весьма серьезные проблемы безопасности в Косово и Метохии, возникшие после отвода югославских сил безопасности. В интересах корректного информирования членов Совета Безопасности необходимо указать на тот факт, что это, прежде всего является результатом вакуума в сфере безопасности, возникшего после отвода югославских сил безопасности и отсутствия любого контроля за въездом в СР Югославию через незащищенные пограничные КПП с Албанией и Македонией. Имея в виду признание представителей КФОР и МООНК, что они не располагают достаточными силами для обеспечения полной безопасности югославских границ, а также ни населения и имущества в Косово и Метохии, считаем, что в соответствии с Резолюцией (оператив. Статья 4) и дополнением II, пункт 4, необходимо срочное возвращение представителей Войска Югославии и полиции, а также и других компетентных органов СР Югославии, в международные пограничные КПП для установления полной и эффективной таможенной и паспортно-визовой службы, уголовного, санитарного, фитопатологического и другого контроля.
В результате бесконтрольных налетов вооруженных албанских террористических бандформирований, которые методично истязают, запугивают, похищают и убивают неалбанское население, грабят, отнимают и уничтожают их имущество, насильственно вторгаются в дома и квартиры, поджигают церкви и святыни, имел место массовый исход сербов и черногорцев из Косово и Метохии. С момента прибытия миссии ООН изгнано более 130 тысяч, убито более 60 человек (некоторые зарезаны и над ними устроена бойня), похищено и пропало без вести более 190 человек. Полностью сожжено около 20 сербских поселков. В одной только Приштине зарегистрировано разрушение 5 памятников культуры. Все это указывает на необходимость безотлагательного принятия КФОР и МООНК энергичных мер по срочному и полному разоружению членов так назв. ОАК, и других вооруженных албанских бандформирований, которые терроризируют население Косово и Метохии, что является ключевым предварительным условием для беспрепятственного и надежного возвращения всех изгнанных и для сохранения многоэтнического, многоконфессионального и поликультурного характера Края, а этим же и успешного выполнения Резолюции СБ 1244 (1999).
У югославского Правительства имеются серьезные замечания по концепции мандата и полномочий МООНК, изложенной в статьях 34-42 Доклада, которая противоречит положениям и духу Резолюции СБ 1244 (1999) о подтверждении территориальной целостности и суверенитета СР Югославии.
При этом мы, в частности, имеем в виду пункт (статья 35 Доклада), в котором утверждается, что Совет Безопасности Резолюцией 1244 (1999) передал временной администрации de facto власть «над территорией и народом Косово». Этим вводится не только несуществующая категория народа Косово, но и внушается то, что МООНК принимает от легальных государственных органов и властей СР Югославии ее неотъемлемый суверенитет над исполнительной, законодательной и судебной властью в Косово и Метохии, чем нарушается в частности операт. ст. 10 Резолюции СБ 1244 подтвержденная и в дополнении II, пункт 5, в котором четко утверждены рамки «временной администрации».
Резолюцией 1244 (1999) Генеральный Секретарь ООН уполномочен установить «международное гражданское присутствие» в Косово и Метохии (операт. ст.ст.10,11), с целью обеспечения временной администрации и существенной автономии в рамках СР Югославии. Согласно международным стандартам «существенная автономия» подразумевает передачу некоторых специфических компетенций и прав, таких как право на использование языка, образование и информацию на родном языке, защита и забота о собственной культуре и традиции, а также дела местного управления, автономной области и это осуществляется в рамках более широкого конституционно-правового порядка суверенного государства.
У специального представителя Генерального Секретаря ООН нет и не может быть полномочий решать по собственному усмотрению о действии югославского законодательства в Косово и Метохии, с учетом того, что данный край является составной частью конституционной, правовой, экономической, финансовой, фискальной, монетарной, валютной, таможенной, транспортной и др. систем Республики Сербии и СР Югославии. Это, наоборот, подразумевает обязательство МООНК и КФОР применять и поступать согласно действующим югославским законам, а также обеспечить возможность беспрепятственной деятельности административных и правосудных органов и других институтов и общественных служб СР Югославии и Республики Сербии. В частности представляется неприемлемым выступление за нарушение единой экономической системы СР Югославии, существенные составляющие которой - монетарная, налоговая и таможенная системы являются неотъемлемой категорией суверенитета и достоянием рыночной экономики. Для такого поведения нет никаких оснований в Резолюции СБ ООН 1244 (1999).
Пункт 37 Доклада Генерального Секретаря ООН, который означает нарушение права на частную и государственную собственность является неприемлемым, ибо оснований не имеет ни в Уставе ООН, ни в любом другом международном правовом документе, в том числе ни в Резолюции СБ ООН 1244 (1999). Пункты, статьи 39 и 40 о законодательных, судебных и исполнительных функциях специального представителя Генерального Секретаря ООН, оснований не имеют ни в международном праве, ни в Резолюции 1244 (1999) и представляют собой нарушение универсальных принципов о разделении законодательной, исполнительной и судебной власти и никак не могут стать истинным путем для успешного применения Резолюции 1244 (1999), тем более для демократического, политического решения.
Необходимо, также, полностью применить действующие югославские законы о визовом режиме и личных документах (удостоверение личности, паспорта и др.), так как вопрос гражданства и местонахождения является одним из важных элементов для реализации прав человека и гражданина и их защиты, в том числе и их избирательные права. В этом контексте неприемлемым является и пункт в Докладе, в котором сербы рассматриваются как национальное меньшинство в собственном государстве, а также попытка от их имени, минуя законно избранных представителей, назначать индивидуальные личности и политические партии, которые будут представлять их интересы. Принципиальные позиции по данному вопросу более подробно изложены в сообщениях Союзного Правительства от 6 июля 1999 года, Правительства Республики Сербии от 5 июля 1999 года, а также в письмах союзного Министра иностранных дел СР Югославии Живадина Йовановича Совету Безопасности и Генеральному Секретарю ООН от 28 июня и 7 июля 1999 года.
СР Югославия, со своей стороны, и впредь остается открытой к полному сотрудничеству с международной миссией в Косово и Метохии и готова к заключению всеобъемлющего соглашения, которым были бы урегулированы вопросы сотрудничества в выполнении Резолюции 1244 (1999).
В ожидании, что Вами будет использовано Ваше влияние на Совет Безопасности для уважения наших комментарий, примите, Ваше Превосходительство, уверения в моем весьма высоком уважении.
Момир БУЛАТОВИЧ.
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить