СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ “ПРАВДЫ” НУЖНО УЧИТЬСЯ НОВЫМ УСЛОВИЯМ ТРУДА Вячеслав ОХРЕМЕНКО глава администрации Шелаболихинского района Алтайского краяТо, как переменчива судьба на сибирских просторах, легко проследить лишь на примере

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ “ПРАВДЫ”
НУЖНО УЧИТЬСЯ НОВЫМ УСЛОВИЯМ ТРУДА
Вячеслав ОХРЕМЕНКО
глава администрации Шелаболихинского района
Алтайского края

То, как переменчива судьба на сибирских просторах, легко проследить лишь на примере нашего района. Когда-то на левобережье Оби селились скифы, которых впоследствии сменили тюркские племена. В памяти нашего поколения — это зона с колючей проволокой под током. В нынешних границах район, до того трижды кроеный и перекроенный, образован в 1985 году. И в то время пока другие райцентры развивались, “репрессии” в отношении Шелаболихи обездолили ее. Не поступали средства ни на социальную сферу, ни на развитие инфраструктуры. Поэтому сегодня район имеет практически то, что успел сделать до начала реформ, и строит лишь то, что не успел тогда достроить. А ведь в среднем на хозяйство тогда строили в год по 15-20 квартир, а в райцентре успели проложить свою теплосеть. Надеемся, что на смену газовым баллонам придет года через два газоцентраль. Район подпадает под вторую очередь газификации в Алтайском крае. В общем, работы предстоит немало. В районе, охватывающем 2,5 тыс. кв. км, находится 21 населенный пункт, где проживает 16100 человек. Кроме того, — 4 больницы, 18 фельдшерско-акушерских пунктов, 17 школ, 15 домов культуры, свой краеведческий музей и широкую сеть магазинов и столовых. Все наши хозяйства растениеводческие с развитым животноводством. Поэтому есть у нас и звероферма, выращиваем лис, песцов, и перерабатывающая промышленность — 2 маслозавода, 8 мельниц, крупный мясоконсервный и колбасные цеха, цеха по производству гречневой крупы, сыра, творога, заготовке овощей и выпечке хлеба. Некоторые хозяйства сами, минуя городские предприятия, разливают молоко, сливки в полиэтиленовые пакеты и поставляют в торговлю. Выращиваем пшеницу, овес, сахарную свеклу, подсолнечник.
И, тем не менее, несмотря на широкую производственную деятельность из 9 хозяйств района с прибылью сработало в 1996 году три хозяйства, в 1997 году только одно — АО “Кипринское”. Кстати, на его примере легко представить, в какой ситуации оказались сегодня сельхозтоваропроизводители.
В прошлом году урожайность зерновых в хозяйстве составила 18 центнеров с гектара, посевная площадь — 8220 гектаров, надои молока на одну фуражную корову — 3100 литров, а ее среднесуточный привес — более 400 граммов, поголовье крупного рогатого скота на личном подворье — 2674. Удельный вес хозяйства в объеме района, прямо скажем, приличный — 23 процента, а прибыль его всего-навсего 760 млн. недоминированных рублей.
Почему же так происходит? Расчеты показывают, что себестоимость тонны зерна в этом хозяйстве составила 463 тыс. рублей, молока — 1190 тыс. А реализовывалось зерно по цене 771 тыс. рублей, молоко — 991 тыс. То есть молоко убыточно (равно, как и мясо). По некоторым хозяйствам себестоимость молока составила почти 2000 тыс. рублей, а реализация — 850 тыс. Вот почему бюджет района только на 36 процентов состоит из собственных средств, а 64 — дотации края.
Вопросы “кто виноват?” и “что делать?” для России не новые, но я все же попытаюсь на них ответить.
В Алтайском крае, как, наверное, во всей стране, не выполняется закон о поддержке сельхозтоваропроизводителя. Почти два года не получаем дотацию по животноводческой продукции. Не действует система страхования в случае непогодных условий. К примеру, в прошлом году засуха коснулась и нашего района, находящегося в зоне рискованного земледелия, и вместо 11-12 получили в среднем 8 центнеров с гектара.
Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию — вторая причина нашего бедственного положения. Чтобы купить трактор Т-4, который стоит 250 млн. рублей, нужно сдать 250 голов скота даже по сегодняшней цене реализации мяса. А в общественном секторе всего около 6000 коров. Значит, за приобретение нескольких сельскохозяйственных машин, а их даже не на все хозяйства хватит, нам надо лишиться своей молочной промышленности. Здесь, видимо, вина не только государства, но и региона, его районов и самих товаропроизводителей. Дотационная система в нашей стране, в том числе в Алтайском крае, несовершенна. Дотации направляются на регион, а если его бюджет в дефиците, то дотации, естественно, распределяются по остаточному принципу. На мой взгляд, было бы целесообразнее покрывать их за счет уменьшения цены на топливо, сельхозтехнику, а, может быть, просто вкладывать в расчеты за потребляемую электроэнергию.
Как бы то ни было, без превентивных мер не обойтись. Потому что по отношению к сельскому хозяйству сегодня уже нельзя говорить “работает”, оно, к сожалению, лишь дорабатывает тот потенциал, который был накоплен в прежних условиях хозяйствования. Тому много примеров, но приведу самый яркий. В АО “Крутишинское” машинно-тракторный парк изношен на 92 процента. Условий для обновления нет, а приобретение техники по лизингу основано на тех же принципах, что и обеспечение топливом, запасными частями, и ведет хозяйства к разорению. Уровень безработицы у нас - 2,8 процента.
Разумеется, общими усилиями район спасает положение как может. Ведь до последнего времени у нас не было переработки и зерно на приемные пункты отправляли как “сырье”. Теперь свыше 60 процентов зерна попадает из района прямо на прилавок в переработанном виде. Так обстоит дело и с животноводческой продукцией, только одно из наших предприятий выпускает в сутки 2 тонны колбасы (у нас 5 колбасных цехов). В результате к бюджетоформирующим прибавились райпотребсоюз, торгово-коммерческая фирма, строительная организация и некоторые другие малые предприятия.
Перечень слагаемых, которые должны составить аграрную реформу, а мы ждем ее с нетерпением, можно было бы продолжить, и специалистам они хорошо известны. Однако, повторяю, во всех наших бедах нельзя винить одно государство. Практика только нашего района показывает, что, работая в равных условиях, хозяйства имеют разные результаты.
Так что и самим нужно учиться ориентироваться в новых экономических условиях, как умеют это делать, например, в АО “Кипринское”. Руководит им молодой Петр Марисин. Пришел он в хозяйство восемь лет назад, практически почти со школьной скамьи. У него реально работающее правление и заинтересованные в работе люди. Там регулярно выдается заработная плата и обновляется технопарк. Поля обработаны настолько хорошо, что не у всякой хозяйки так обихожены приусадебные участки, а поэтому и стабильно высокие урожаи зерновых.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить