Контр-адмирал Александр Платонов: РАЗМЫШЛЕНИЯ О СУДЬБЕ ФЛОТА

С 1939 года в нашей стране ежегодно, в последнее воскресенье июля отмечается День Военно-Морского Флота. Учреждение этой праздничной даты обосновывалось целью «мобилизации широких масс трудящихся вокруг вопросов строительства Рабоче-Крестьянского ВМФ и стоящих перед ним задач». Короче и яснее не сказать. Праздник стал общенародным, доброй традицией, поддерживаемой и морально, и материально.

Совершенствованием сил и средств Флота активно занимались Власть, Народ и, конечно, собственно ВМФ. Сначала шло дело развития Флота как одного из важнейших видов Вооруженных Сил страны, потом уже чествование военных моряков, награждение отличившихся, приемы, парады кораблей, водно-спортивные праздники и др.

И никак не иначе!

Нынешняя действительность под флагом т.н. «реформ» опрокинула многие благородные понятия, порядок вещей (и правопорядок тоже!), поставила под сомнение само существование Российского Флота. Разрушение Флота не столько опрометчиво, сколько преступно!

История Родины неразрывно связана с историей отечественного Флота. Величие континентальной державы прирастало Флотом, обеспечивавшим выход в Мировой океан, во внешний мир. Российский и советский флот был прекрасной школой подготовки и воспитания высококлассных кадров патриотов и специалистов, инициатором внедрения многих выдающихся технических и тактических достижений, предпринял множество дальних экспедиций с научно-практическими целями.

Испокон века русские люди считались мастерами мореплавания. Помнят ли современники, что в IX — X веках Черное море именовалось Русским морем? Документальные свидетельства дальних морских и речных походов наших предков существуют с начала VII в. Здесь и путь «из варяг в греки», и прокладка торгового маршрута из Хвалынского (Каспийского) моря до Балтийского и Белого морей и до Северного Ледовитого океана. Русский мореплаватель Семен Дежнев впервые в мире на парусно-весельном плоскодонном судне в 1648 г. вошел в Тихий океан и положил начало освоению северных берегов Восточной Сибири.

Петр I (адмирал Петр Михайлов) создал регулярный Российский Флот. Россия вернула себе выход в Балтийское море. Из истории фактов не выкинуть. С кем только ни приходилось русским сражаться на море, отстаивая интересы России — с флотами турецким, шведским, французским и английским, датским, прусским, японским. Мужество русских моряков стало символом отваги, стойкости, верности Родине.

К началу Великой Отечественной войны ВМФ СССР включил четыре флота (Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский) и четыре флотилии (Каспийскую, Пинскую и Амурскую). В состав ВМФ числились 3 линкора, 7 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 22 сторожевых корабля, 212 подводных лодок, 18 минных заградителей, 80 тральщиков, 2,5 тыс. самолетов, 260 батарей береговой артиллерии.

За годы войны силами ВМФ были уничтожены почти 1500 кораблей судов противника, перевезено около 10 млн чел. И свыше 100 млн грузов, осуществлено более 110 десантов. Около 500 тыс. краснофлотцев и офицеров флота сражались на сухопутных фронтах.

Флоты и флотилии выполнили поставленные задачи во всех оборонительных и наступательных операциях на приморских направлениях, обеспечили фланги сухопутных войск, содействовали фронтам и армиям, отстояли внутренние и внешние морские и речные коммуникации. Флот и моряки активно участвовали в освобождении от гитлеровских оккупантов Прибалтики, Печенги, северных районов Финляндии и Норвегии, Черноморского побережья. Киева, Бобруйска, Братиславы, Праги, Будапешта, Белграда, Вены, о. Борнхольм, штурме Кенигсберга (Калининграда) и Берлина. В ходе боевых действий против Японии внесли заметную лепту в освобождение Манчжурии, Кореи, Курильских островов, Южного Сахалина, в овладении Порт-Артуром.

В послевоенный период в СССР был построен сбалансированный атомный ракетный подводный и надводный флот с мощными современными ракетоносной авиацией, морской пехотой, береговыми ракетно-артиллерийскими войсками. Такой ВМФ был способен решать стратегические, оперативные и тактические задачи. И от всего этого надо отказаться во имя прихотей т.г. «мирового сообщества»? Так оно в развале и беспределе в России больше всех и заинтересовано. Никому в мире не нужна сильная самостоятельная Россия, кроме самой России.

Что представляет собой Флот Российской Федерации в настоящее время? Есть смысл посмотреть, оценить, задуматься, опираясь на данные Общероссийского Общественного Движения Поддержки Флота. По-моему ДПФ сегодня осталась единственной организацией, сражающейся с бездеятельной и безвольной властью за организационную, моральную и материальную поддержку Флота.

Флот России включает: Военно-Морской Флот, морские пограничные силы, морской (транспортный, коммерческий), рыбопромысловый и речной флоты, судостроительную (судоремонтную) промышленность и морскую науку. ВМФ — четыре оперативно-стратегических объединения (Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский флоты) и Каспийская флотилия. Два авианосца, четыре тяжелых атомных ракетных крейсера, около 300 боевых кораблей основных классов, в т.ч. около 80 атомных подводных лодок, более 500 самолетов, вертолетов, других летательных аппаратов. Цифры вроде бы внушительные. Но несколько лет новые корабли и самолеты... не строились. Многие корабли и авиация пребывают в морально и физически изношенном состоянии. Пошла мода досрочно списывать корабли и по дешевке продавать их на металлолом

Не хватает выделяемых средств на эксплуатацию кораблей и самолетов (топливо, ГСМ, запасные части и др.) и содержание личного состава.

Морские пограничные силы — около тысячи кораблей, катеров и судов. Испытывают те же беды, что и силы и средства МВФ. Принося, по некоторым сведениям, до миллиарда долларов в год в госказну, сами существуют в условиях дефицита финансовых средств на поддержание боевой готовности.

Морской (транспортный) флот — 10 основных пароходств, свыше 1170 судов. До девяностых годов Морской Флот перевозил 65 процентов народнохозяйственных грузов. В настоящее время около 6 процентов российских грузов. В то же время РФ платит иностранным перевозчикам почти 4 млрд ам. долларов. Почти 300 российских судов ходят под иностранными флагами, отдавая прибыль, налоги, рабочие места другим странам. Началось такое «хозяйствование» под чужими флагами еще при Советской власти.

Законодательство, защищающее права и интересы российского морского перевозчика, не принято.

Рыбопромысловый флот — страдает от схожих проблем. РФ по рыбодобыче скатилась на восьмое место в мире после Китая, Перу, Чили, Японии, США, Индии. Это при более чем 6600 рыболовных судах и почти 500 тыс. занятых в отрасли. Речной флот — около 10 тыс. самоходных и буксируемых судов и плавсредств. Острые проблемы с финансированием и развитием.

Судостроительная и судоремонтная промышленность — всего 114 объединений, 44 судостроительных и 70 судоремонтных предприятий. На многих из них нет работы, не оплачиваются выполненные заказы. Отрасль теряет высококвалифицированные кадры. Морская наука — это около 100 научных морских и речных центров ВУЗов и судов научно-исследовательского флота. Их потенциал не используется. Без науки не может быть плодотворной практики.

Вот такая тревожная ситуация, порожденная рядом факторов. И утратой руководителями государства лидерского самоощущения, и чрезмерной осторожностью руководящего состава флота, и разрушением исторического и оборонного сознания народа. С грустным настроением восьмой раз отмечается День ВМФ РФ. А воспоминания о беспрецедентной наглой американо-НАТОвской агрессии против суверенной Югославии свежи. Они не дают покоя. Все ли поняли, что агрессия стала реализацией «нового мирового порядка» по стандартам США?

Что станется с Флотом России — восстанет из разора или окончательно деградирует? Флот неоднократно выручал Россию. Спасет ли нынешняя «демократическая» Россия свой Флот — опрос из вопросов.

Большие надежды действующие моряки и ветераны флота возлагают на боеспособное Движение Поддержки Флота. Движение общественное, возглавляет его капитан I ранга запаса, выдающийся гражданин России Михаил Ненашев. За короткое время ДПФ сумело подарить России празднование 300-летия Российского Флота, поднять на высоту Морской вопрос, разработать программу действий, объединить актив.

ДПФ оказало столь сильное моральное воздействие на властные структуры, что был дан импульс достройке и строительству ряда кораблей.

Но деньги и окончательные решения остаются за властью. Ей, т.н «власти», покровительствующей разграблению общенародной собственности и давшей «зеленый свет» коррупции, кажется. по душе пришлись начинания собирать с населения на строительство Храма, сохранение космической станции «Мир», на нужды Флота.

Вернуть Российскому Флоту его высокий общегосударственный статус под силу триаде — власти, общественности и самому Флоту. Две последние силы готовы. Возможно, в годы парламентских и президентских выборов к ним удастся присовокупить и третью составляющую. Все зависит от нас, избирателей, от нашей воли и бдительности.

Александр ПЛАТОНОВ.

Контр-адмирал в отставке, кандидат военных наук.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить