Штрих-марка: контроль или “наварка”?

Оскорбительно низкая продолжительность жизни в России, по мнению Российской академии медицинских наук, министерств здравоохранения, сельскохозяйственных наук, других авторитетных ведомств, напрямую связана с плохим, а точнее — с опасным питанием, в состав которого в нашей стране, увы, неотъемлемым элементом входят алкогольные “калории”. Только за минувший год и только в Москве зафиксировано несколько случаев отравления алкоголем, ряд из них — с летальным исходом; в текущем году некачественными суррогатами отравились уже десятки человек. Это при том, что в Москве, согласно официальной статистике, “подпольный” сектор алкогольного рынка никогда не превышал 10 процентов против 20 — 25 российских. Впрочем, какое вроде бы столице дело до провалов федеральной борьбы за качество алкогольной продукции? Мало ли что лично президент грозился восстановить госмонополию на производство спиртное? Россия едет — когда-то будет. В Москве другой ритм жизни: кровь по артериям города бежит шибче, голова от соблазнов кружится сильнее, тоска от неустроенности забирает круче. Значит, и решения должны приниматься соответствующими темпами: не в час по чайной ложке отрезвляющей микстуры, а изобретением сразу какого-нибудь чудодейственного эликсира.

И эликсир был, конечно же, найден.

В ноябре прошлого года правительства Москвы и области разразились Постановлением “О временном введении на территории Москвы и Московской области региональной системы идентификации качества алкогольной продукции”. Именно это постановление способно, по мнению мэра Москвы и губернатора области, избавить потребителей московского региона от суррогатов. Немедленно после подписания документа был обнародован список победивших в тендере московских оптовых баз, на которые — и только на них — с 15.01.1998 г. должен поступать весь производимый в регионе и ввозимый сюда алкоголь. Проверять товар тоже будет не какой-нибудь алчущий приварка к окладу таможенник, а солидный, по случаю же созданный муниципальный “Мосалкогольконроль”. В четырех его лабораториях проведут “анонимный” анализ напитка, и лишь по окончании “чистого эксперимента” глава оптовой базы получит от главы МАКа штрих-кодовые марки, каковые и будут вручены (не бесплатно!) владельцу партии для наклеивания на емкости. Марки обещаны, само собой, высочайшей степени надежности, за границей отпечатано уже более 40 миллионов штук.

Однако Государственный Антимонопольный комитет усмотрел в этом документе признаки нарушений. Поскольку есть Закон “О сертификации”, который относит все права по метрологии и стандартизации к ведению соответствующих российских органов. А никак не субъектов федерации. Нарушает постановление и Закон “О конкуренции”, порождая монополию в лице избранных баз и “Мосалкогольконтроля”. Отразится реализация постановления и на ценах: стоимость марок (выкупи), наклейка (найми рабочих), транспортные расходы (на склад привези, со склада вывези, час работы машины стоит 80 тысяч старыми), погрузка - разгрузка (до контроля и после) влетят “деловым”, а значит, и потребителям, в копеечку. А во что обойдутся приобретателю переоснащение лабораторий (запрошено 180000 долларов), штат любезных московскому отечеству новых контролеров и изготовление марок?

Короче говоря. 15 января началась правовая тяжба ГАК с ответчиком в лице московского и областного правительств. Получив предписание устранить нарушения, Москва, чуть помешкав, заявила: отступать не намерены, обращаемся в Московский арбитраж. 17 марта суд удовлетворил иск правительства Москвы к Антимопольному комитету. Впрочем, у мэра Москвы, по его заявлению, не было “никаких сомнений” в том. Что Московский-то арбитражный суд признает правоту Москвы. Не было сомнений в победе Москвы на ее поле и у антимонополистов, поэтому председатель ГАК Наталия Фонарева не исключает участия Конституционного суда в разрешении спора.

Да о чем, собственно, спор - то?

Можно только приветствовать решимость Лужкова “бороться за качество продаваемой в Москве продукции”. Но и проф- и гражданская позиция Фонаревой едва ли не жестче мэрской: главный антимонополист России ради чистоты рынка алкоголя с пониманием отнеслась бы, по ее словам, даже к восстановлению монополии государства на производство спиртного. То есть обе стороны горячо желают взять под уздцы разбушевавшихся самогонщиков. Но есть в этом деле мнение и третьей стороны, столь же малопьющей, как почтенные оппоненты, и не менее озабоченной рыночным разгулом. И мнение это, не сочтите за нескромность, — мое.

Журналиста, не первый год отирающегося по службе на потребительском рынке Москвы и области, в новом постановлении кое-что смущает на бытовом уровне. Например, почему антисуррогатное чиновничество уполномочило складировать алкоголь таких зубров передового края борьбы со спаиванием народа, как АООТ “Мостекстиль”? Зачем среди облеченных доверием вновь (вы понимаете, на что я намекаю?) — фонд соцзащиты инвалидов военной службы?.. Тендер тендером, но и о Бендере вспомнить не грех. Кроме того, не мешает вспомнить, какие надежды возлагались в свое время на российскую акцизную марку! Какие упования гроздьями зрели в душах и интервью чиновников при одном упоминании сертификата соответствия! Что на самом деле вызрело в сердцах (желудках, печени) населения, не секрет: гроздья гнева на торговцев, поставщиков и делателей лжезелья. Однако электорат забывал предавать анафеме еще и тех, кто уполномочен контролировать процесс.

Мосторгинспекцией в 1996 году в ходе проверки 116 точек в метро оштрафованы все (торговля без лицензий и контрольно-кассовых аппаратов, осетрина второй свежести). В сентябре 1997 года проверены 43 точки в подземных переходах — и вновь нарушают более половины. В 3-м квартале 1997 года подверглись проверке более 40 оптовых продрынков и ярмарок. Из 359 предприятий почти 80 процентов нарушали; у 57 не оказалось даже... лицензий на право деятельности! На 200 работников наложены штрафы. Чуть более 534 миллионов. Это, в худшем случае, — размер двухдневной выручки дельца, не пробивающего чеки и торгующего лжеводкой. И вы думаете, что на кишащих такими нарушениями рынках не всплывут фальшивки “супернадежных” штрих-марок? И что после прошлогодней проверки комплекса “Квазар — Орбита”, где повара без спецодежды кормили детей продуктами, не имеющими накладных и сертификатов, все детские кафешки перепугаются и потому образумятся? Да полноте! 4 неденоминированных миллиона штрафных вернутся к менеджеру “Квазара” через пару дней. В последующие он с лихвой наверстает недополученную прибыль. И нельзя же всерьез рассчитывать, что, заплатив прошлым летом 4,5 миллиона (старыми) за “недовложения”, директор “ориентального” столичного ресторана до сих пор рвет на себе волосы? Не рвет.

Начальником вновь (опять же) созданного управления координации и контроля за оборотом алкогольной продукции департамента потребительского рынка назначена О.М.Шумейкина, ранее занимавшая должность заместителя начальника управления защиты прав потребителей департамента. На прежней работе Ольга Михайловна пользовалась авторитетом опытнейшего работника. И не она одна. Помню, года полтора назад я попросила у нее содействия в проверке ООО “Панда”, злостно нарушающего почти все правила торговли. Она обещала дать специалиста и дала. И вот что скажу. Как при наличии в Москве таких спецов, как —назовем ее Алла Ивановна, московские рынки, кафе и маркеты умудряются вообще что-либо нарушать? А.И. с ходу “распатронила” такую обойму нарушений “Панды”, ее глаз-алмаз с лету “сек” такие тонкости грубейших нарушений, что продавщица насилу осилила за час читку протокола! Что же мешало отделу Шумейкиной, в который наверняка шли жалобы от покупателей лжепойла, снестись с начальством, тому — с мэрией. А мэрии сколотить бригаду — Алла Ивановна, ОМОНовцы, спецназовцы и налоговик? Такая команда за месяц навела бы порядок. И что мешало московскому мэру — члену Совета Федерации требовать у МВД и ФСБ содействия в уничтожении гнезд алкогольной мафии в чреве России? Но звезды погон не засияли над сивушной столицей, значит, это кому-нибудь нужно. Вернее, не нужно.

Криминальные сводки были и по сей день полны сообщениями о подпольных цехах разлива, рабочих-нелегалах, фальшивых сертификатах, отсутствии лицензий и накладных. В то время как распоследняя бутылка может быть раз и навсегда защищена без акцизной и прочих марок. За первую же попытку реализации левака — изъятие алкогольной лицензии. “Ущучены” в подвале нелегалы-разливальщики техспирта? Нелегалов — вон из Москвы, тару с отравой — под пресс, балансодержателей (арендаторов) помещений, промышляющих арендой (субарендой), — на допрос с пристрастием. Кому корпус сдал? Где договор зарегистрировал? Не грех потрясти участковых, “профукавших” “тайные вечери” у себя под носом. И хозяев оптовых рынков, имеющих навар с левых продаж. Есть за что спросить с УФСБ и УЗЛа, имеющих доступ в любые НИИ, где тоже то и дело обнаруживаются цеха разливочные и на вынос. Да и с дирекции НИИ взятки не гладки. Ну, а повторное нарушение теми же лицами, даже перерегистрируй они свои ООО под другим названием, может и должно влечь уголовное наказание. Статьи: мошенничество, подделка государственных билетов (сертификат соответствия тоже билет) и получение (вымогательство) взятки — никто не отменял.

Где власть, там и сласть. Недавнее откровение председателя Госкомитета РФ по обеспечению монополии на алкогольную продукцию В.Берестового способно развеять самые сладкие грезы: более полугода действующая в Краснодарском крае система, идентичная московской, дала нулевой результат и, соответственно, грошовую выгоду. Так что пока очевидно лишь появление в Москве новой сверхвластной структуры.

Но при этом чем, скажите, тот же “Мосалкогольконтроль” защищен от соблазнов взяткодателей и, наоборот, наездов алкогольной мафии? А кто и с чего бы это станет неподкупно контролировать соответствие числа отпечатанных марок числу проданных? И где гарантия, что, едва фура покинет пределы склада, место подлинной водки не займет липа с переклеенными марками? Да и сами марки не за горами — оптовые торговцы друг от друга не скрывают: “ждем-с!”. Первые партии, сказывают, будут из Германии, чуть ли не с тех же печатных станков, что и подлинные. Да и наши левши давно уже не щи и не лаптем хлебают.

Так для чего административный плетень городить? Разве мало для соблюдения законности суровых распоряжений президента и мэра? И так ли скудна “доштриховая” мэрская рать “судебных приставов” в лице Мосторгинспекции, милиции, департамента потребительского рынка, УЗПа и ОМОНа?

С законами “О конкуренции” ГАК и правительства Москвы и области рано или поздно разберутся. А пока убаюканный видимой суровостью новой кампании потребитель станет пуще прежнего нарываться на фальшивки. До тех пор, пока все, кому положено, не начнут бороться с алкогольной мафией уже имеющимися в их распоряжении способами. Кстати, о способах. Изготовленные в Санкт-Петербурге пробные образцы спецфонарика с высокоточной способностью ультрафиолетового анализа не заинтересовали ни одну из структур, вовлеченных в антиалкогольную кампанию. Как думаете, почему?

Татьяна ГАРМИЗЕ.
Обозреватель “Московской “Правды” — специально для “ПРАВДЫ” —Интернет”.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить