Дошколята

Трехлетний малыш приходит с гулянья, и тут выясняется, что он спрятал в кармане курточки чужую машинку. Мама неприятно поражена: дурные наклонности! В сущности – первая кража...Ясное дело: порок лучше пресекать на корню. Ребенку “выдают” по полной программе: бранят, стыдят, а то и “всыпают ума в задние ворота”, чтобы помнил лучше. Ребенок унижен, ему больно, обидно, в душе зарождается гневное, мстительное чувство против мамы, потому что до малыша так и не дошло: “за что?!”
Дело в том, что в 3-4 года у детей нет понятия чужой собственности. Они живут в ощущении, что вокруг единый чудесный мир, полностью принадлежащий им со всем, что в нем находится – в доме, во дворе, повсюду. Вот он и берет, что понравится, а припрятывает, чтобы не отобрал более шустрый сверстник. Что же следует делать маме? Во-первых, познакомиться с возрастными особенностями малыша, прочитав хотя бы книгу хорошего психолога. Во-вторых, в данном конкретном случае, настоять, спокойно, но обязательно на том, чтобы чужая вещь была возвращена владельцу. И поступать подобным образом всякий раз, когда ребенок приносит что-то чужое. Постепенно ребенок привыкнет к порядку, по которому чужое брать без спросу нельзя, и осознает, что иного его родители не потерпят.
В 3-4 года реальность и фантазия ребенка сплетаются так тесно, что он и сам не в силах их разделить. И тот, кто называет своего малыша “хвастунишкой” потому, что он говорит своим сверстникам, например, что “может целый дом поднять” или “лгунишкой!”, когда он рассказывает, что “в скверике подошла к нам одна бедненькая собачка и сказала...” и другие такие же забавные вещи, делает большую ошибку. Они обижают детей без всякой на то причины и при этом даже представления не имеют, какое влияние оказывают на них прозвища. Детская психика, утверждают психологи, адаптируются к имиджу, который навязывают прозвища, и вытравить это позже очень трудно.
Чтобы стать понимающими родителями и не воспитывать своих детей с помощью тумаков, брани, запретов и назиданий, которые дети ненавидят и не воспринимают, нужно, действительно, много знать о “плоти от плоти своей”. К сожалению, с рождением ребенка прибывает только молоко в груди матери. У природы не хватает щедрости одарить родителей проницательностью, которая делала бы видимым и понятным внутренний мир их малыша. И нередко они теряют силы и терпение, блуждая в лабиринтах воспитания, срываются на крик и побои. Психологический ликбез для родителей нужен не меньше, чем, скажем, компьютерная грамота, о которой толкуют сегодня куда больше. Впрочем, похоже, скоро у нас будет несравненно больше семей с двумя компьютерами, чем с двумя детьми. Демография в России наводит на грустные размышления. Тем более важно вырастить людей, в каждом из которых будет вдвое, втрое больше любви к людям, в частности к родителям, и которые окажутся способными ощутить утраченное обществом благоговейное отношение к жизни. Эти гигантские цели могут быть достигнуты, если понимать собственных детей и помогать им вырасти, оставаясь постоянно их добрыми друзьями и ангелами-хранителями, а не “семейной номенклатурой”.
Психологи составили целый ряд “запретов для родителей”. Главные из них стоит привести.

Никогда не применяйте угроз по отношению к детям(“Еще раз так сделаешь, так выпорю – сесть не сможешь”, “Ты у меня дождешься! И т.п.) Угрозы ослабляют внутреннее “Я” ребенка, порождают у него чувство страха и беспомощности. Кроме того, следует знать такую особенность малышей до 5 лет: они живут только настоящим и не воспринимают понятия будущего. Угроза наказания в будущем – просто бессмысленна, а негативную реакцию вызывает незамедлительно. Никогда не подкупайте детей (“Будешь вести себя хорошо в магазине – куплю конфетку или мороженое”. Не будешь обижать сестренку – получишь новую игрушку” и т.п. (Подкуп приучает ребенка к манипулированию – сначала родителями, а затем и другими людьми. Он вырастает в уверенности, что должен “что-то иметь” даже за соблюдение норм житейского и общественного порядка. Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания. Лучше заранее предупредить его о том, что вы собираетесь от него потребовать. Например: “Нам придется вместе пойти в магазин минут через 10”. Пусть у него будет время поворчать и посопротивляться. Без этого не может сформироваться самостоятельный характер. И это куда лучше, чем казарменный приказ: “Собирайся! Я кому сказала!” Ребенок должен в разумных пределах иметь свободу выбора.

Есть простые, но эффективные приемы. Скажем, малыш спрашивает: “Можно я позову к нам Петю?” Вместо “Да” лучше ответить “Позови, если ТЫ этого хочешь”. А если “нет”,то следует привести причины запрета, которые убедительны для ребенка. Прежде чем выбрать одежду для ребенка, если вы решили привести его с собой в магазин, пойдите туда и наметьте несколько устраивающих вас вариантов. Затем предложите ребенку выбор. Это убеждает его, что с ним считаются, что его мнение важно и он получит больше удовлетворения и от самой покупки и от родительской заботы.

4. Никогда не разъясняйте ребенку что-либо слишком долго, если он сам не задает вопросов. “Не грузите”, как выражаются современные дети. Это рождает у них ощущение, что их считают туповатыми.

Никогда не прибегайте к “разоблачению” детей-дошколят: они это ненавидят. “Банка с вареньем куда-то пропала...А почему у тебя пятно на штанишках и губы липкие?” У кого-то нет смелости признать, что берет то, что нельзя” и т.д. Убедившись, что поступок совершил ребенок, нужно ясно и просто сказать ему, что вы знаете: сделал это он – и затем выразить ему без оскорбительных выражений свое недовольство – спокойным, но твердым тоном. Если проступок повторится, ребенок может быть наказан – например, лишен любимой прогулки на один день, телевизора и фломастеров, если любит рисовать. Но он должен ясно понимать, за что его наказывают и не чувствовать себя оскорбленным. Никогда не пережимайте с опекой ребенка. Это приводит к тому, что он начинает себя чувствовать слабее и хуже других детей, его уверенность в себе снижается.

Быть ребенком – тоже очень трудно, особенно когда родители считают его своей собственностью и делают с ним все что хотят, считая, что ОН должен дорасти до понимания родителей, а не наоборот.
Как уберечь ребенка от наркотиков и панели...

Лина ТАРХОВА

Пресса публикует ужасающие цифры, характеризующие уровень наркомании в стране. А как узнать: беда уже у вас в доме или вы можете спать спокойно? Нарколог Тамара Ивановна Петракова дает перечень симптомов, которые родителей должны насторожить. Стоит очень внимательно ознакомиться с этим перечнем. Как правило, часто мать и отец замечают тревожные признаки слишком поздно. И рвут на себе волосы: “Если бы мы знали, что это такие опасные симптомы, если бы знали!”...
Итак список доктора Петраковой.
Сын или дочь вдруг стали безразличны ко всему, что было раньше интересно. Забросил друзей, не подходит к компьютеру. Даже к телевизору, даже смотреть детектив его не заманишь. С другой стороны, у него появились новые друзья, с которыми идет очень интенсивное общение. Раньше вы ориентировались в кругу знакомых ребенка. Теперь его окружают новые люди, которых он явно не собирается вам “предъявлять”.
Ребенок уклоняется от контактов с домашними. На любой вопрос отца и матери следует разраженное “Отстань!”.
Чрезмерно болезненно реагирует на критику. Ему нельзя сказать буквально ни слова.
Резко участились прогулы уроков, причем по самым разнообразным, явно надуманным причинам. Одновременно круто “съехала” вниз успеваемость.
Он (она) берет деньги, например. На кроссовки, но обувка не появляется, а деньги исчезают. Объяснения по этому поводу самые туманные.
Из дома начинают пропадать деньги, вещи. Чаще всего замечается это не сразу.
Ребенок надолго запирается в ванной или туалете. Причем заходит туда с унылой физиономией, а выходит сияющий.
Разговоры по телефону начинают вестись на каком-то новом, птичьем языке, пересыпанном специфическими словечками. Это шифр, призванный затруднить окружающим понимание смысла.
На вашего здорового прежде ребенка внезапно нападает бессонница (и тогда всю ночь в его комнате гремит музыка), перемежаемая приступами непобедимой сонливости.
Сын (или дочь) становится рассеянным. Не может ни на чем сосредоточиться. Повышенная утомляемость перемежается беспричинными всплесками бурной энергии.
Кожа у ребенка стала нездорово бледной, особенно ухудшился цвет лица.
У него чрезмерно суженные, сведенные в точку, зрачки. Такой эффект дает употребление наркотиков опийной группы. Насторожить должны и чрезмерно расширенные зрачки. Чтобы замести следы и ввести окружающих в заблуждение, наркоманы после приема опиатов закапывают в глаза вещества, которые суженный зрачок расширяют.
У него краснеют глаза и веки, речь то ускоренная до непонятности, то тягуче-медленная.
Он резко теряет в весе. Аппетит пропал.
Координация движений расстроена. Он нелепо машет руками, падает, вообще похож на пьянчужку, хлебнувшего водки.
Все перечисленные наркологом признаки, особенно взятые по отдельности, выглядят всего лишь косвенными симптомами. И бессонница, и потеря веса, и забвение старых друзей могут иметь десятки объяснений.
Существуют и абсолютные признаки. Но обычно, когда их обнаруживают, дело зашло уже слишком далеко. Это следы от иглы на венах рук, порезы, инфильтраты от неудачных уколов. А также шприцы, металлическая посуда со следами огня, разные коробочки, бумажечки, сверточки...Это уже серьезно. Ребенка нужно немедленно вести к наркологу.
Он сопротивляется, все отрицает. Что ж, сначала пойдите к доктору без него, он научит, как убедить дочку или сына лечиться.
Зная косвенные признаки беды, вы можете ее опередить. Для этого нужно одно – зоркие любящие родительские глаза.
Ни в коем случае нельзя спрашивать ребенка: “Ты что, колешься?”. В ответ на вопрос сын или дочь, разумеется, будут все отрицать. И потому – никаких вопросов. Начните с продуманной четкой фразы, которая все ставит на свои места: “Я знаю, ты принимаешь наркотики”.
Но для этого вы должны иметь полную уверенность, накопить достаточно неопровержимых фактов. Еще для этого нужно особое настроение, полная ваша мобилизованность – тогда есть надежда, что сможете перехватить инициативу у “белой смерти”.
Ни в коем случае нельзя, заклинают специалисты, допытываться, кто дал вашему ребенку “эту гадость”. Это сразу ставит под удар его отношения с друзьями. Тем более что главное – не то, кто и почему дал. Почему сын это принял?
Если это точно случилось...Ни в коем случае не впадайте в панику. Да, наркомания – это ужасно. У Тамары Ивановны есть видеокассета. Наркоман, сумевший выпрыгнуть из “поезда”, несущегося в пропасть, рассказывает, какие муки довелось ему пережить. Предостерегает других. Не поддавайтесь мечте о вечном кайфе! Никогда!
Он выпрыгнул раньше, чем “поезд” рухнул в пропасть, он здоров. Но какими печальными, потусторонними становятся его глаза, когда бывший наркоман рассказывает о ломке и других пережитых страданиях! Жутко...
Наркомания – ужас. Это не только жуткая “химическая зависимость”, превращающая человека в раба. Да что в раба – в жалкое, тупое животное. Это еще и криминал. Там, где наркотики, крутятся большие, грязные деньги. А где такие деньги – там смерть.
Да, это ужасно. Но именно поэтому не произносите этого слова даже про себя. Возьмите себя в руки. Подумайте, с чего начать. И начните: прежде всего – перечитайте перечень признаков. У вас нет времени на панику и отчаяние.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить