«Вспышка насилия выгодна Ирану»

Ситуация на Ближнем Востоке обострилась до предела. Не успела закончиться история с похищением членами ХАМАС израильского капрала и ответной операцией Израиля в секторе Газа, как тревожные новости пришли с ливано-израильской границы. Боевики исламского движения «Хезболла» захватили в плен двух израильских солдат, и в ответ Израиль начал крупномасштабную военную операцию в Ливане. Многие заговорили о начале новой крупномасштабной войны, которая может охватить огромную часть Ближнего Востока.

О резком обострении обстановки на Ближнем Востоке « Правда.Ру » побеседовала с востоковедом, доктором исторических наук, главным научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН) Георгием Мирским .

- Можно ли говорить о том, что в регионе начались широкомасшиабные боевые действия?

- Смотря что так называть. Я абсолютно уверен, что ни Египет, ни Иордания воевать не будут на этот раз. Сирию могут вовлечь в это, но по сравнению с теми войнами, которые были в 1967 и 1973 гг., конечно, эта война ограниченная. Это война против палестинских экстремистов, против ХАМАС и против «Хезболлы». Израиль намерен использовать эту ситуация для того, чтобы разгромить и тех, и других, это его два врага. В Палестине это - ХАМАС, а «Хезболла», которая сидит на юге Ливана в течение шести лет, представляет собой определенную угрозу Израилю, и эту организацию израильтяне давно мечтали проучить. Вот сейчас они подставились сами, и Израиль воспользовался этим как предлогом для того, чтобы нанести уже серьезный удар по всем базам и всей структуре «Хезболлы» на юге Ливана. В этот раз это напоминает то, что происходило 24 года назад.

- В лагерях Сабра и Шатила?

- Это один эпизод в этой войне, это не главное, а главное то, что там тогда на юге Ливана существовала "страна ФАТХ" во главе с Ясиром Арафатом. После того король Хусейн выгнал их из Иордании, они обосновались на юге Ливана и постоянно досаждали Израилю. И вот наступил момент, когда Израиль нанес удар, быстро разгромил их, они вынуждены были покинуть Ливан и переехать в Тунис. Правда, тогда Израиль слишком уж разошелся. Министр обороны Ариэль Шарон дошел до того, что оккупировал Бейрут. Тут как раз последовали события с Саброй и Шатила, когда озверевшие фалангисты (вооружённые подразделения ливанских христиан – ред.) истребили множество мирных палестинцев на глазах Шарона, и он с позором и скандалом ушёл со своего поста.

На этот раз, я думаю, повторять эту ошибку Израиль не будет. Он не станет оккупировать половину Ливана, но он собирается разгромить раз и навсегда или, по крайней мере, на долгое время, базы «Хезболлы». Израиль нанес удар по международному аэропорту Бейрута – представьте себе, сколько туристов должно было бы приехать туда и какая колоссальная выгода от этого для Ливана. Сейчас все это под вопросом, поэтому для Ливана как для государства, для большинства его населения, для ливанского правительства это худшее, что могло произойти. У Израиля логика другая - "вы руководите страной, вы отвечаете за все и если получается, что вы не контролируете этих террористов, которые нанесли удар по Израилю, то этим хуже для вас, что же вы за правительство, поэтому вы будете за это отвечать". Тут можно сказать, что «Хезболла» подставила себя и Ливан в целом, совершив этот рейд.

Но здесь возникает вопрос: а, может быть, они («Хезболла») этого хотели? Тут мы подходим к вопросу, для чего это было сделано: никто ихнетрогал, вдругони переходят границу, убивают несколько солдат, двоих раненных увозят. Для чего это делается? Все не так просто. Я думаю, что, во-первых, это связано с тем, что после того, как Сирия в прошлом году была вынуждена уйти из Ливана под давлением мирового сообщества, встал вопрос о прекращении деятельности тех сил, которые у нас называют незаконные вооруженные формирования – прежде всего, именно «Хезболлы».

Эта группировка очень ловко воспользовались ситуацией в Палестине . Израиль проводит операцию по поиску заложника в Секторе Газа, а заодно наносит удары с тем, чтобы ослабить ХАМАС. И почему не воспользоваться этим и не нанести удар с севера, заставить Израиль воевать на два фронта? Дело не в том, что «Хезболла» испытывает особые симпатии к ХАМАС. Как раз нет: «Хезболла» – шиитская организация, а ХАМАС – суннитская. Дело в том, что в то время, когда Израиль попал в такое тяжелое положение, будучи вынужденным воевать в Газе, в этот момент нанести ему удар с севера, как раз из того района, откуда Израиль ушел 6 лет назад, вопреки протестам многих израильтян.

Те, кто был против ухода из Южного Ливана 6 лет назад, против ухода из Газы год назад, эти люди сейчас торжествуют и говорят, что вся политика уступок привела к тому, что эти земли отдали в руки врагов Израиля. И вот сегодня были сообщения о том, что ракеты падают на территории Израиля. Ракеты «Хезболлы» могут долететь и до центральных городов Израиля. Но это придаёт израильтянам стимулы положить конец такой ситуации, когда ракеты могут падать на города, чтобы раз и навсегда ликвидировать военную организацию ХАМАС, именно военную, и ликвидировать «Хезболлу» как военную организацию, оккупировав южный Ливан и разгромив там всю инфраструктуру.

Каковы международные последствия происходящего сегодня в Ливане?

Это как раз третий момент, и здесь надо, прежде всего, говорить о роли Ирана. По сути дела,  единственное государство, которое извлекает пользу из этой ситуации - это Иран. Сирия тоже ненавидит Израиль со страшной силой, но сирийцы опасаются, что их могут вовлечь в эту войну, потому что если дальше будет продолжаться операция в Ливане, сирийцы могут оказаться в это втянуты. Египет, Саудовская Аравия, Иордания, все другие страны абсолютно ничего от этого не выигрывают, они смотрят, затаив дыхание, как бы не получилось так, чтобы это не переросло вообще в большую войну.

Тут подходим вопросу о роли Ирана. Я связываю это и с тем, что Тегеран ведет понятную линию в отношении иранского ядерного досье . Запад сейчас с разочарованием констатировал, что Иран не идет ни на что и тянет время. И в этот момент Ирану очень выгодна вспышка насилия на Ближнем Востоке. Тут прослеживается определенная тактика. Чем больше погибнет мирных невинных людей, чем больше по телевизору каждый день будут показывать окровавленные трупы мусульманских женщин и мусульманских детей, тем лучше для них, потому что на этом они поднимают антизападные настроения.

Народ больше сплачивается вокруг правительств, которые бросили вызов империализму. Поскольку ясно, что израильские операции в Палестине и в Ливане приведут к жертвам среди мирного населения, с точки зрения Ирана такая позиция беспроигрышна в смысле своих ядерных дел. Он не боится американских военных операций, не боится санкций, не боится вообще ничего. Даже если введут санкции, то это будет на руку Тегерану, потому что тогда они вообще выйдут из договора по нераспространению, они выйдут из МАГАТЭ, будут без всякого контроля продолжать свои ядерные разработки. Так что иранский фактор тоже присутствует.

- Вадим Трухачев

Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить