Анкара выдвинула обвинения против греческого летчика, сбившего турецкий F-16 в 1996 году

Турция требует пожизненно посадить грека, сбившего самолет Эрдогана

Два пожизненных срока для греческого пилота Таноса Гриваса требует прокуратура Турции за то, что он в 1996 году сбил турецкий истребитель F-16 над Эгейским морем. Власти Турции рассчитывают, что Гривас будет арестован греческими властями, сообщает телеканал "Т24".

Прокуратура изучила предоставленные Генштабом ВС Турции материалы по инциденту и пришла к выводу, что Гривас может быть привлечен к ответственности за "предумышленное убийство", "действия, направленные на ослабление суверенитета государства" и "уничтожение государственной собственности", то есть самолета F-16 ВВС Турции.

Соответствующее письмо с просьбой оказать содействие в привлечении к ответственности офицера ВВС Греции, прокурор Анкары отправил еще вчера в адрес греческого суда.

В письме турецкого прокурора сообщается, что семья погибшего командира экипажа F-16 Наила Эрдогана и второй пилот Асман Цицикли, раненый в ходе крушения истребителя, требуют в качестве возмещения €1 млн. Греческий пилот также обвиняется в "нарушении турецкого закона о защите независимости, единства, целостности и безопасности государства".

Агентство отмечает, что 8 октября 1996 года в знак протеста против греко-кипрских учений "Никифорос" ("Победоносный") четыре турецких бомбардировщика F-4 "Фантом" в сопровождении двух истребителей F-16 пересекли греческое воздушное пространство между островами Хиос и Самос. На их перехват были подняты два греческих военных самолета "Мираж 2000". После сближения с самолетами турецких ВВС греки приступили к распознаванию и перехвату целей, не выпуская никаких ракет. После жесткого маневра уклонения один из турецких истребителей потерял управление и упал в море.

Обломки истребителя и тело первого пилота найти не удалось. Вместе с тем катапультировавшийся второй пилот был подобран в море в зоне воздушной ответственности Греции, что свидетельствует о нарушении турками греческого воздушного пространства. В последствии он был переправлен греками на военный аэродром в турецком городе Измир.

Показания Чичекли отличаются от данных греческой стороны. Выживший пилот утверждает,  что по самолету была выпущена ракета. По его словам, это произошло в международном воздушном пространстве без каких-либо предпосылок во время имитации воздушного боя между самолетами двух стран. Подобные "бои" часто происходят в зоне Эгейского моря, но не заканчиваются перестрелкой или ударами по самолетам.

По словам адвоката семьи погибшего пилота, суд над Гривасом (заочно) пройдет в Турции, а от греческих властей Анкара ждет содействия и ареста пилота. В частности, на основании договора о сотрудничестве в юридических вопросах. Имя Гриваса также планируется внести в список разыскиваемых преступников Интерпола.

При этом, нарушение воздушных греческих границ для турецких ВВС давно стало делом обыденным. Только за 17 мая турецкие самолеты вторглись в воздушное пространство Греции 42 раза.

В свете этого разбирательства сложно понять позицию турецких властей в ситуации, когда 24 ноября 2015 года турецкий истребитель, выпустив ракету, сбил над территорией Сирии российский бомбардировщик Су-24. 

После катапультирования пилот Олег Пешков был расстрелян с земли. Альпарслан Челик позже заявил о своей причастности к убийству российского летчика. Тогда турецкие власти заявили, что атака на Су-24 была осуществлена "для защиты воздушного пространства Турции". Минобороны РФ ответило на это, что "Су-24" находился исключительно над сирийской территорией и что "нарушения воздушного пространства Турции не было".

При этом с Альпарслана Челика, предполагаемого убийцы пилота российского Су-24,  прокуратура Турции вскоре  сняла обвинения из-за "недостатка улик".

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы