ТАДЖИКИСТАН: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ИОИ ГРАЖДАНСКИЙ МИР или СИСТЕМА, которая привела к гражданской войне, ее надо кардинально пересмотреть

Регионализация Таджикистана положить конец политики пауперизации страны

Таджикистан в отличие от других бывших республик СССР прошел свой особый и очень трудный путь к установлению собственной государственности На пороге XXI века Таджикистан решил главный вопрос: остановлена пятилетняя братоубийственная война. Появились реальные предпосылки установления прочного мира в обществе. Сложилась новая ситуация послевоенная. В новых условиях необходимо внести существенные корректировки во внутреннюю политику страны с тем, чтобы превратить признаки в тенденцию мирного процесса.
Для этого необходимо, в первую очередь, изменить и выстроить новую систему приоритетов в государственном управлении, позволяющую предотвратить возникновение любого рода дискриминации в обществе, и, тем самым, направить развитие в русло демократических ценностей.
Сегодня в условиях, когда запущен реальный механизм мирного процесса, не время взвешивать ответственность сторон за вооруженный конфликт; кто больше прав, кто меньше.
Без знания прошлого не возможно понять настоящее, как говорили мудрецы. За весь период гражданской войны о Таджикистане написано множество статей и публикаций. Были названы различные версии и причины гражданской войны. Не претендуя на универсальность, выскажу свою точку зрения. Что стало главной причиной гражданской войны в Таджикистане? С моей точки зрения, в основе межтаджикского вооруженного конфликта лежат две причины:

1. Объективные. Если посмотреть исторически, то некоторые признаки конфликта уходят в начало 19го века, когда на территории Средней Азии существовали Бухарское, Кокандское и Хивинское феодальные государства, где проживали более десяти национальностей, но ни одна нация не составляла абсолютного большинства. Хотя таджики, безус-ловно, составляли большинство в Бухаре и Самарканде, но, тем не менее, не имели своего собственного национального государства. То есть это был период, когда таджикское обще-ство было аморфно не структурировано, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Уместно здесь вспомнить слова Восточного Мудреца, который говорил: Во времена Всеобщей тьмы И Мудрецы бывают слепы.
Этим ничего не хочу оправдать. На самом деле, это были сложные времена для народов Средней Азии в целом.

2. Субъективные. Эти причины связаны, прежде всего, с Постановлением сессии Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) СССР от 27 октября 1924 г. "О национально-территориальном размежевании республик Средней Азии", принятом без учета мнения и национально-территориальных интересов таджикского народа.
Очень важно обратить внимание на тот факт, что с самого начала присутствия России в Средней Азии тогдашне военно-политическое руководство царской России признавало таджиков, как самых надежных союзников и проводников российских интересов в Средней Азии. Однако большевиков-интернационалистов национальные интересы России мало интересовали. Поэтому при разделении Средней Азии на национальные территории ЦИК СССР предал забвению интересы таджиков, подвергнув их жесточайшей дискриминации. Области, исторически населявшиеся таджиками, были включены в состав Узбекистана в качестве национально-территориальной автономии.
Ставка была сделана на Ташкент. Таджикские Самарканд и Бухара, вместе с проживающими там таджиками, перешли под управление Узбекистана с тяжелейшими последствиями для таджикского народа.
Каков же результат подобной исторической недальновидности? Правящая элита независимого Узбекистана, всецело обязанная Москве своим возникновением и политическим становлением, сегодня своей внешней политикой ориентирована на Турцию. Это к вопросу государственной мудрости и дальновидности политиков.
Именно то постановление ЦИК заложило основные национально-политические проблемы таджикского народа, в том числе и причины недавнего вооруженного конфликта. Таким образом, безответственность принятия таких глобальных решений, определяющих судьбы поколений, обусловлена волюнтаризмом и вседозволенностью высших партийных государственных руководителей страны того времени, действовавших согласно русской пословице: "Что хочу, то и ворочу".
При этом игнорировались нужды и интересы целых народов. Все это стало возможным только потому, что отсутствовали демократические механизмы своевременного урегулирования политических и национальных противоречий, установление цивилизованных отношений между центром и союзными республиками. Атмосфера произвола позволила центральным властям действовать по своей прихоти, вопреки историческим интересам страны.
Вышесказанное позволяет утверждать: негативные тенденции в обществе были порождением, прежде всего, ущербности системы государственной власти. Одно из наиболее тяжких последствий заключается в порочности методов и стиля управления, неэффективности системы в течение всех 75 лет, не претерпевшие каких-либо изменений.
В 1929 году Таджикистан получил статус Союзной Республики. Появился реальный шанс отразить в новой Конституции новой республики механизмы, обеспечивающие стабильность в обществе на основе принципа равноправия регионов республики. Однако тогдашние разработчики первой конституции Таджикистана не сумели создать систему власти, обеспечивающую баланс полномочий между центром и различными регионами республики, позволяющий предотвратить любого рода конфронтации, как между республиканскими и региональными властями, так и межрегиональные противоречия.
Новая конституция не стала созидательной силой, сохранив, к великому сожалению, порочность, разрушительность стиля и методов управления той прежней системы государственной власти. В дальнейшем, что стало одной из причин гражданской войны в Таджикистане.
Отсутствие набора механизмов механизма контроля за деятельностью властей страны, механизма ответственности за результаты деятельности перед народом, механизма отчетности за проделанную работу властей, механизма передачи власти, механизма взаимовыгодного сотрудничества, обеспечивающие равноправное участие представителей регионов в структурах центральной власти стало фундаментальной причиной кровопролитной гражданской войны. Чтобы не оказаться голословным, обратимся к конкретным фактам.
Несмотря на то, что Конституция СССР закрепила верховенство республики в вопросах своей территории, руководители республики неоднократно свои волюнтаристские действия и не государственные решения, не отвечающие национальным интересам республики, объясняли установками Союзной власти и, тем самым, укрываясь за спиной Москвы. Практически невозможно было разобраться в подлинности таких решений из-за закрытости системы власти республики.
Именно ущербность механизмов управления и в целом порочность государственной системы власти в Таджикистане позволяла представителям отдельного Ленинабадского клана более 60 лет монополизировать власть и использовать все государственные рычаги: политические, экономические, финансовые и т.д. преимущественно в пользу решения проблемы одного региона, что, в конце-то концов, довело ситуацию в обществе до вооруженного столкновения. При этом представители Ленинабадского клана, при полном отсутствии контроля со стороны закона, ушли от ответственности, ни перед кем не отчитавшись за результаты 60летнего правления.
Создан опаснейший прецедент. 60 лет более чем достаточный срок для того, чтобы упорядочить систему взаимоотношений между центром и регионами и консолидировать население республики. Однако этого не было сделано.
За весь период руководства этого клана Таджикистан находился на последнем месте среди 15 республик бывшего Союза практически по всем основным социально-экономическим показателям.
Снобизм и неспособность руководителей республики того времени мыслить и действовать в соответствие с государственными интересами ускорили процесс политического разногласия между регионами республики и все больше и больше увеличивали социально-экономический разрыв между ними и в дальнейшем тенденция превратилась в конфликт.
Правящим кланом, узурпировавшим власть в течение долгих десятилетий, была создана закрытая система власти, куда никто "чужой" не допускался. Строилась она на принципах ксенофобия. Как известно, любая фобия это дискриминация. Процедура принятия решения происходила в строго закрытом режиме.
Назначение руководящих кадров в республике осуществлялась на строго клановом принципе. Принцип "родство одного клана" стал главным критерием при подборе и расстановке кадров на всех ключевых постах органов государственной власти республики, особенно в центральных структурах Республики Таджикистан. Он доминирует и по сей день, став негативной традицией. Если человек представлял другой регион республики, ничто ему не помогало, даже профессиональные качества.
Подобная система организации подбора и расстановки кадров поставила не пробиваемые препятствия для многих тысяч грамотных, способных людей из других регионов республики, лишив их возможности использовать свои знания в обеспечении стабильности и процветания республики.
Именно такой нездоровый подход, когда государственные вопросы решали руководители с негосударственным мышлением, стал причиной хронического отставания республики в развитии.
Еще один очень важный момент, который свидетельствует об ущербности государ-ственной системы власти, это механизм формирования высшего законодательного органа республики "Маджлиси Оли", который стал катализатором гражданской войны.
А именно: когда в ноябре 1992 года представители сегодняшней оппозиции находи-лись законно у власти (тогда была сформирована коалиционная правительства) и предпринимали усилия для того, чтобы добиться национального примирения, их политические противники, представители Народного Фронта Таджикистана (НФТ) поставили перед официальной властью республики ультиматум — необходимо в срочном порядке провести внеочередную так называемую примирительную сессию Верховного Совета Таджикистана. Лидеры НФТ требовали провести сессию не в столице республики, а максимально удобно для них в то время место Ленинабадской области. Тогда власти оказались в сложной ситуации: были различные версии — ехать, не ехать. В ходе долгой дискуссии было принято решение — надо ехать, т.е. власти республики приняли все условия своих политических про-тивников, поверив в искренность лидеров НФТ о заключении мира и стабильности в республике.
Несмотря на этот весомый жест во имя сохранения жизни людей со стороны Памирцев, Гармцев, Каратегинцев представители НФТ готовили крайнее решение. Учитывая гигантский региональный дисбаланс в Парламенте Республики, в одночасье простым большинством весь состав правительства республики и руководство парламента были просто изгнаны. Власть полностью перешла в руки представителей НТФ. Это был государственный переворот. После государственного переворота представители НФТ начали преследование сторонников уже оппозиции по региональным признакам. Без суда и следствия были убиты тысячи и тысячи невинных людей, в том числе женщин и детей. Это был преднамеренный, сознательный, открытый вооруженный геноцид против собственного народа.
Подобные действия представителей НФТ привели к тому, что быть честным, конструктивным и компромиссным политиком стало невозможно. Был создан ужаснейший прецедент политического экстремизма, нанесен мощнейший удар по фактору доверия. Абсолютный политический баланс сил, представительств в парламенте Республики, должен стать императивом. Парламент Республики должен формироваться на равный правах, равное число депутатов всех регионов Республики независимо от численности населения этих регионов. Подобный подход существует в мировой практике. Для Таджикистана такой принцип абсолютно необходим, особенно в нынешней политической ситуации. Что такое Народный Фронт Таджикистана? Это военно-политический союз, костяк которого составляли представители Ленинабадской и Кулябской областей, узбеки, прожи-вающие в Таджикистане, а также лидеры коммунистической партии Таджикистана.
С точки зрения политической целесообразности этот союз доказал всему миру свою ненадежность и распался через два года.
Такие примеры можно продолжить. Их множество. Здесь уместно обратить внимание на еще один не маловажный факт, являющийся частью проблемы. Почему некоторые страны планеты называются странами третьего мира? Да потому, что руководителям этих стран свойственно руководствоваться в своих политических решениях преимущественно личными интересами, а не государственными интересами. Это и есть главный показатель, почему их так называют.
Вывод: главной движущей силой и постоянным источником дестабилизации ситуации в таджикском обществе является контрпродуктивность системы государственной власти и механизмов управления, в том числе несовершенство конституции Республики Таджикистан, которая предоставляет значительные возможности властям страны для неправовых, антидемократических действиях. Это создает условия и позволяет государственным деятелям и политикам злоупотреблять властью в личных и корпоративных целях, порождает дискриминацию и другие негативные процессы в обществе, что идет в разрез с национальными интересами Таджикистана.
Следовательно, система, которая не смогла обеспечить стабильную и достойную жизнь в обществе, привела страну к гражданской войне, нуждается в кардинальном пересмотре и реформировании с целью обезопасить страну и ее граждан от повторения гражданского конфликта и потрясений в настоящем и будущем.
Альтернативы этому не существует. В связи с этим возникает вопрос, что должно быть сделано для мирного и демократичного развития страны? Для этого, прежде всего, необходимо подготовить и принять новую конституцию Республики. Новая конституция должна положить начало практической реализации демократических ценностей, официально признать нежизнеспособность и авторитарность ныне действующей системы власти.
Конституция это фундамент системы государственной власти, на основе которой строятся и развиваются взаимоотношения государства общества и человека.
Другими словами конституция это прочный и надежный правовой фундамент общественного согласия и национального (или многонационального) единства государства, на которого строится настоящее и будущее страны.
Какой должна быть современная конституция Республики Таджикистан?
Во-первых, Конституция Республики Таджикистан должна строиться на базе двух интегрирующих принципов:

1. Общепризнанных демократических принципов международного сообщества.
2. Образа жизни, национально-культурных особенностей таджиков, то есть на традициях и обычаях с учетом сегодняшних современных тенденциях, а также уважения к культуре и национальному достоинству других народов, населяющих территорию Республики.
Во-вторых, Необходимо также изменить и модернизировать процедуру разработки и принятия проекта конституции.
Когда Основной закон страны готовится узким кругом политически ангажированных людей (правительственная группа, комиссия и т.д.), как показала жизнь, она не может отве-чать интересам населения страны в целом. Такой подход является недемократичным по своей сути.
Поэтому очень важно как можно больше расширить круг участников подготовки нового проекта Основного закона из числа представителей регионов (ученых, экспертов, политиков, журналистов), с целью максимального учета региональных интересов, а также обеспечить необходимые условия для последовательного, тщательного, ступенчатого обсуждения и прохождения нового проекта конституции, начиная с органов местного самоуправления и кончая всенародным референдумом.
Данный состав разработчиков будет более профессионально и непредвзято излагать свою позицию по вопросам поиска путей реформирования Основного закона и его приня-тия. Подобная процедура разработки проекта новой конституции сможет оказать реальное стабилизирующее воздействие на политическую жизнь Таджикистана.
При подготовке нового проекта конституции разработчики должны направить свои усилия, в первую очередь, на решение тех проблем, которые породили политическое, экономическое и социальное неравенство между регионами Республики и стали определяющими в развязывании гражданской войны в Таджикистане.
Без эффективного разрешения этих вопросов невозможно обеспечить возрождение и дальнейшее развитие страны.
Эти общественные процессы должны быть отражены в конституционных принципах, который, в свою очередь, должны составить основу конституционного права и конституционного строя современного Таджикистана.
Новая послевоенная конституция Республики Таджикистан должна:

а) отвечать современным требованиям политической, экономической, социальной жизни граждан, соответствовать современным тенденциям международной жизни, прежде всего в отношении прав и свобод человека и гражданина;
б) содействовать построению в стране гражданского общества;
в) официально осуждать факт геноцида, проводившегося экстремистскими кругами в ходе гражданской войны против собственного народа.
Безнаказанность идеологов геноцида порождает вседозволенность, что недопустимо для будущего существования страны. Известно, что геноцид наиболее чудовищное преступление против человечности, не имеющее срока давности;
г) конституционно-правовая история должна отражать всю трагичность и трудности гражданской войны и послевоенной жизни таджикского народа;
д) посвятить отдельный раздел местному самоуправлению.
Местное самоуправление это фундамент демократического государства и является надежным механизмом обеспечения единства страны. Именно в условиях местного самоуправления, местная власть, которая находится ближе всех к гражданам, к их повседневным нуждам и потребностям, получает реальную возможность самостоятельно и более эффективно решать свои местные проблемы без диктата региональных властей, в интересах местного населения и страны в целом. Необходим набор мер, обеспечивающих развитие местного самоуправления как наиболее перспективной формы самоорганизации граждан;
е) установить жесткий запрет на любые конституционные реформы в условиях войны.
Очень важно обратить внимание на тот факт, когда и в каких условиях была принята действующая конституция Республики (от 6 ноября 1994 года).
Заметьте: Общее соглашение о прекращении войны и восстановлении мира между противоборствующими таджикскими сторонами было подписано только в июле 1997 года в г. Москве. Это свидетельствует о том, что конституция была принята фактически в условиях гражданской войны, когда граждане одной страны убивали друг друга.
А разве можно в условиях, когда человека лишают главного права на жизнь, не говоря уже о других правах, можно ли принимать Основной закон страны, где Таджикистан провозглашен демократическим, правовым государством? Абсолютно нет.
Такой документ как конституция можно принимать только в условиях мира и стабильности в стране, при свободном и максимальном участии граждан, так как конституция является базовым документом, определяющим всю государственную политику и жизнь граждан страны.
ж) Осуждать действие центральных властей республики, сознательно допустивших дикий прецедент "побратимости" между отдельными регионами республики, приведшие к трагедии в обществе.
В 19901991 гг., одна часть таджиков, вечно жаждущих власти, почувствовала, что власть уходит из рук. Чтобы не допустить этого, они публично и официально объявили себя "побратимами", юридически узаконили "побратимство" и демонстративно отмежевались от другой части таджиков. В народе эти действия "сепаратистов" называют Великим Расколом между таджиками, и к чему это привело, всем известно. Мировая практика не знает подобных позорных случаев.
Этими действиями представители этих регионов фактически заложили основу сепаратизма в Таджикистане. Чтобы не допустить подобного в будущем, необходимо создать систему политических, юридических, экономических гарантий, позволяющие предотвратить возникновение всякого рода волюнтаризма и произвола в действии властей всех уровней. Без таких гарантий в обществе человек не способен противостоять негативным действиям и тенденциям властей.
з) Ввести двухпалатную систему Таджикского парламента.
Двухпалатной системы ранее не существовало в правовой практике республики, ее введение является конституционная необходимость.
Учитывая прошлый опыт парламента республики, власти должны делать все необходимой для того, чтобы новый парламент страны строился на принципах, позволяющих обеспечить равновесие представителей регионов депутатов с тем, чтобы не позволить ситуации стать реально угрожающим для территориальной целостности Таджикистана.
Создание верхней палаты сыграет очень существенную роль в политической жизни республики.
Во-первых, она обеспечит жесткий баланс (равновесие) представителей регионов в Парламенте (руководителей регионов), что исключает региональную дискриминацию с последующими положительными последствиями для Таджикистана.
Во-вторых, она выступает как противовес нижней палате, так как для принятия закона необходимо согласие обеих палат парламента. Это позволит также совершенствовать законодательный процесс, более качественно принимать законы. Конституция должна: положить начало процессу регионализации Таджикистана. Таджикистан, как унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц. Это Горно-Бадахшанская автономная область (самый крупный регион республики, территория которой составляет 45%, почти половина территории государства), Ленинабадская область, Кулябская область, Кургантюбинская область (кстати, последние два объединились в одну Хатлонскую область в спешном порядке во время гражданской войны), Гармский, Каратегинский районы и другие административно-территориальные единицы.
В результате национального размежевания Средней Азии, территории, отошедшие к Таджикской автономной ССР от бывшей Туркестанской АССР составили Горно-Бадахшанская автономная область, Пенджикентский и Ура-Тюбинской области, от бывшей Бухарской народных советских республик Гармский, Душанбинский, Кулябский и Курган-Тюбинский вилояты, а несколько позже Ходжентский, Науский, Исфаринский, Канинбадамский и Аштский районы современного Таджикистана при размежевании отошли непосредственно к Узбекской ССР и в 1926 году составили Ходжентский округ ныне Ленинабадская область Таджикистана.
Эти территории объединились в период 1924-1929 гг. в единое государство с одной главной и единственной целью; на равноправной основе совместными усилиями улучшить условия жизни народов, проживающих на этих территориях, повысить уровень благосостояния людей, достичь экономической устойчивости и роста, а также обезопасить территории, жизни и свободы своих людей от неправомерных действий внутренних и внешних сил, ценой определенных ограничений территориального суверенитета и передача этих полномочий центральным властям, а не с целью жить в кошмаре и нищете.
Однако, получив официально право и возможность распоряжаться судьбами территории и населяющих их людей, центральные власти, а точнее Ленинабадский клан, начали злоупотреблять доверием населения этих территорий и решали государственные вопросы по своему усмотрению в узком клановом кругу без согласования позиции с большинством представителей регионов, игнорируя их интересы.
Что сегодня имеет каждый отдельный регион от этой политики унификации спустя 75 лет? Что дало народам этих территорий единое государство? Результаты самые печальные. Процветал только один регион.
Однобокий подход центральных властей Таджикистана к регионам продолжается вот уже 75 лет и, несмотря на горькие уроки гражданской войны, никаких изменений он не претерпел.
Вторая мировая война продолжалась 5 лет, и после ее окончания весь мир изменился кардинально. А Таджикистан, пройдя ту же пятилетнюю гражданскую войну с трагическими последствиями, намерен ограничиться двумя-тремя поправками в Конституции. Это не государственный подход.
Государства с процветающим будущим строится на принципах доверия, равноправия, открытости и взаимовыгодности между территориями и населяющими их граждан, составляющие целостность государства. Это есть тот цивилизованный демократический базис, на котором строится вся система.
Никто не имеет право нарушить эти принципы и претендуя на особую роль в обществе, тем более не заслуженно.
Именно такой подход закладывает надежный фундамент для настоящего и будущего страны как правового демократического государства.
Учитывая все эти обстоятельства, можно сказать следующее. Таджикский вариант, унитаризм, как принцип государственного устройства в нынешнем его виде, исчерпал себя, доказав свою нежизнеспособность, породил центробежные тенденции и несет в себе реальную угрозу распада Таджикистана, как единого неделимого государства.
Практика взаимоотношения центра с регионами показала, что чрезмерно жесткая централизация власти, где доминирует однобокий клановый интерес над национальным интересами страны, не способна обеспечить демократические условия, свободу личности, урегулировать социальные отношения и поэтому требует реформирования. Государство, его институты должны быть наполнены демократическим содержанием. К сожалению, сегодня целостность Таджикистана держится, преимущественно, на насилии властей.
Как показала практика благополучных развитых стран мира, демократическое устройство государства достигается путем консенсуса интересов различных социальных слоев общества, а не абсолютизацией "коренных интересов" одного класса. Оно призвано обеспечить реальные гарантии демократической власти, порядок и стабильность. Для того, чтобы реально изменить ситуацию в лучшую сторону, необходимо сочетание принципов унитаризма с регионализмом с целью совершенствования государственного устройства, то есть создать систему сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс властей между центром и регионами. Для реализации этой идеи необходимо выработать новую стратегию с участием представителей всех регионов республики, в которой нашли бы отражения интересы всех народов и национальностей Таджикистана с тем, чтобы в дальнейшем все политические силы республики в своих действиях особенно, во время предвыборных компаний, на его основе сумели достичь принципиального согласия по проблемам межэтнических отношений, а также во взаимоотношениях центра и регионов (по вертикали) и межрегиональных отношений (по горизонтали). Именно на основе баланса можно достичь доверия и сотрудничества между гражданами и властями.
Достижение этого баланса зависит, прежде всего, от степени децентрализации государственного управления, т.е. передачи части полномочий из центра на уровень региональных и местных властей и расширение прав местного самоуправления, но в то же время закрепление преимущественной силы права центра по сравнению с региональными правами в рамках демократии.
Без развития местного самоуправления, самостоятельности регионов, при нынешних безграничных полномочий центральных властей достижение такого баланса невозможно в принципе. Все это говорит о том, что незамедлительно надо начинать процесс регионализации Таджикистана. Именно процесс регионализации республики является сегодня определяющим фактором в установлении прочного мира и единственным эффективным способом сохранения единого неделимого Таджикистана как путь в процветающее будущее.
Регионализация это есть политика центра, доверяющего регионам самостоятельно и более качественно решать экономические, социальные проблемы с точки зрения интересов и потребностей региона без ущерба интересам республики в целом.
Фактор доверия на сегодняшний день является ключом к решению вопроса политической стабильности в Таджикистане.
Была война, погибли многие десятки тысяч людей. Спрашивается во имя чего? Нанесена очень серьезная и глубокая психологическая рана обществу. Степень доверия между людьми крайне низка. Поэтому восстанавливать доверие людей необходимо не заявлениями и декларациями, а действенными мерами. Для того чтобы центральным властям республики восстановить утраченное доверие народа, сохранить власть и в дальнейшем достойно уйти, необходимо начинать процесс регионализации Таджикистана. Именно этим поступком руководство республики может оправдать свое действие, объяснить смысл гражданской войны. Волей не волей возникает законный вопрос: "Во имя чего люди воевали и погибали? Во имя того, чтобы ушел один клан, и на его место пришел другой клан и по той же порочной схеме управлял страной?" Никто этого не поймет ни предки, ни потомки.
Пока что никаких изменений в сторону улучшения жизни людей, не наблюдается. Людям надо дать возможность достойно жить. Люди должны видеть перспективу. В противном случае страна обречена на антагонизм. А сегодня учителя, врачи, т.е. те люди, которые формируют будущее нации, нищенствуют, унижены. Это результат политики пауперизма. Регионализация должна положить конец политики пауперизации. Главная цель подобной политики создание сильных регионов и сильного центра, т.е. создание крепкой опоры для устойчивого государства.
Еще один момент, касающийся фактора доверия. Сегодня в таджикском обществе существует устойчивое мнение, что по последние семь лет Таджикистан получил финансовую помощь от более сорока международных организаций и фондов, а также МВФ, Мирового Банка и других стран мира. Однако центральные власти присвоили народные деньги и используют их в личных и корпоративных целях. А финансовая помощь исчисляется миллиардами долларов США.
Для того, чтобы развеять слухи и внести ясность в ситуацию с финансовой помощью, и не довести дело до конфронтации, центральным руководителям республики необходимо создать межрегиональную комиссию с привлечением механизмов средств массовой информации гласно показать, по какой схеме, кем и как были распределены эти деньги по регионам и насколько справедливо.
Допустим, сколько получил за последние семь лет помощи от центральных властей республики народ:
1 ) Горно-Бадахшанская автономная область?
2) Кулябская область?
3) Ленинабадская область?
Только ясность и прозрачность в действиях центральных властей может снять неочевидное напряжение и подозрение в обществе.
Не надо быть вечно наглым и жадным. Именно эти же причины волюнтаризм, наглость и жадность властей лежали в основе порочной системы государственной власти;
к) ввести принцип ротации как действенной формы равноправия и доверия к представителям регионов в вопросе кадрового назначения ключевых фигур в правительстве Республики, с тем, чтобы исключить монополию на власть со стороны одного клана.
В сегодняшних условиях политической системы Таджикистана принцип ротации является наиболее реальным и эффективным методом в решении проблем политической дискриминации регионов со стороны центра;
л) устранить клановый подход как главной критерии при кадровом назначении на ключевые посты в государственных структурах страны. Генезис кланового политического разделения таджикского общества уходит в 20е годы этого столетия. Период, когда Таджикистан находился в составе Узбекской ССР 19241929 гг.;
м) новая конституция должна будет покончить с авторитарным режимом, введя в стране политический режим, сочетающий элементы президентской и парламентской республики. Президент Республики обладает неограниченными полномочиями. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на перечень его конституционных полномочий, начиная от единоличного формирования правительства республики до назначения и освобождения руководителей регионального и местного значения.
Разве это правовое государство? Правовое государство, прежде всего, основывается на:
— разделении и балансе властей;
— широком местном самоуправлении,
а также обеспечивает максимальную гарантию прав и свобод человека, взаимную ответственность гражданина и государства и т.д.
В рамках новой конституции Президент парламент и правительство должны разграничить сферы своей деятельности, чтобы позволить избежать кризиса власти в стране;
н) гарантировать право на реально действующую автономию жителям Горно-Бадахшанской автономной области.
Бесспорным является тот факт, что нынешняя модель автономии Горно-Бадахшанской автономной области представляет собой своего рода "конституционным реликтом" и не играет сколько-нибудь существенный роли в решении проблем жителей региона.
В рамках действующей конституции, Горно-Бадахшанской автономной области посвящены три статьи 81, 82, 83, где говорится о запретах, об ответственности и обязанности статуса автономии, и не слова не говорится о правах и самостоятельности действия автономной области. Конституция не вносит ясность во взаимоотношения центра и ГБАО. Сделана ссылка на законы, которые не опубликовались.
Любая скрытность и не ясность порождает недоверие и подозрительность у людей, тем более, когда она исходит из действий официальных властей страны. Это еще одно доказательство того, что порочность, недемократичность системы власти существует и действует по сей день.
Для того чтобы внести ясность во взаимоотношения между центром и ГБАО и придать им цивилизованный характер, необходимо внести разграничение предметов ведения между центром и ГБАО. Эти полномочия должны строиться на принципах определения исключительной сферы ведения каждого из них. Необходимо:
1) Определить перечень вопросов, отнесенных к исключительному ведению:
— центра;
— ГБАО;
определить перечень вопросов, относящихся к совместному ведению.
2) Четко определить сферы, в которых только центр может осуществлять законодательные и исполнительные полномочия, а также те, где ГБАО принадлежит право не только исполнительных полномочий, но и законодательного регулирования.
Более подробно рассмотрим, что из себя представляет Горно-Бадахшанская автономная область (Памир).
Основные преимущества ГБАО, которые могут способствовать укреплению ее позиций в международном и внутри таджикском масштабе. ГБАО имеет особое геополитическое значение:
а) с востока ГБАО граничит с Китаем: завершено строительство автомобильных дорог со стратегической точки зрения является связующим местом: Россия Таджикистан Китай; с юга ГБАО граничит с Афганистаном. Проект автомобильных дорог ГБАО с Пакистаном уже готов к реализации, который будет связывать Россию Таджикистан Афганистан Пакистан Индийский океан;
б) единственное подобное автономное образование не только в Таджикистане, но и во всем Центрально-Азиатском регионе;
в) самая крупная административно-территориальная единица Республики Таджикистан;
г) единственный из всех Центрально-Азиатских регионов, который 105 лет назад вошел на добровольной основе (и до сих пор де-юре находится) в состав России;
д) ГБАО известен во всем мире своими богатыми природными ресурсами.
Летом 1986 года в Хороге центре ГБАО проходила Всесоюзная научно-практическая конференция на тему "Комплексное изучение природных ресурсов ГБАО с участием ведущих ученых СССР. Этот факт свидетельство того, что природные ресурсы ГБАО представляют интерес не только для региона, но и для стран СНГ и за его пределами.
3. Привлекательность в качестве центра высокогорного туризма с высшей степенью экологически чистой природой и т.д. и т.п.

Все это говорит о том, что будущее Таджикистана принадлежит Памиру. Самым сложным периодом для населения Памира был период 18801885 годов. Народ этого горного края жестоко страдал от постоянных преступных грабительских вторжений иноземных захватчиков и истребления ими населения края.
В апреле 1892 года в Петербурге было созвано особо совещание по памирскому вопросу. На совещании в основном рассматривали два главных вопроса:

1. О посылке войск на Памир.
2. О разграничении Памира между правительствами Китая, Афганистана и Англии. Несмотря на сложнейшие условия того периода, отдаленность, бездорожье, непредсказуемость ситуации, Россия пришла на помощь. Это был великий жест России памирцам. В знак благодарности в 1895 году Памир вошел окончательно в состав России на добровольной основе, связав свою судьбу с судьбой русского народа. Памирцы влились в орбиту развития Российской цивилизации. Именно благодаря России спасена уникальная памирская цивилизация и культура от ассимиляции и полного исчезновения.
Итак, выбор сделан, этот выбор наших предков и мы, потомки, спустя 105 лет помним и ценим важность этого исторического выбора и обязаны как минимум сохранить статус-кво. В противном случае это будет святотатство по отношению к памяти своих предков. Народ ГБАО летом 1996 года вышел с обращением к Правительству России об открытии Генерального консульства России на Памире в г. Хороге с целью сохранения доброго отношения между русским народом и памирцами, а также сохранения русского языка на Памире. Сегодня из всего того, что было русского на Памире осталось всего-навсего один русский класс и то начальный (13 класса). Русский язык уходит и при том стремительно.
Все это говорит о том, что если не будут предприниматься конкретные активные меры, скоро не будет на Памире русского языка вообще. Просто некому будет учить новое поколение. Открытие же Генерального консульства России на Памире, среди прочих вопросов, будет регулировать и вопрос сохранения русского языка.
И все это происходит в условиях, когда Памир открывает ворота в Китай и Пакистан. Вопрос об открытии консульства неоднократно был обсужден и согласован с соответствующими ведомствами Правительства России. Реакция была положительная. Однако спустя 3 года вопрос до конца не решен. Сложности создают таджикские власти. В оправдание своих действий приводятся аргументы, противоречащие интересам народа ГБАО и республике в том числе.
Еще один вопрос, упоминание о котором, с точки зрения автора, является своевременным. В 1995 году население ГБАО (Памир) долгожданно готовилось к проведению праздника 100летия присоединения Памира к России. Практически все было готово, чтобы провести вековой юбилей на достойном уровне. Однако центральные власти Таджикистана запретили проведение праздника вообще. Это идет в разрез с постоянно звучащими заявлениями руководителей Республики о том, что Россия является стратегическим союзником Таджикистана. Наблюдается тенденция скрытого дистанцирования России от ГБАО. Определенные круги Таджикистана ведут в этом направлении конкретную работу.
В соответствии со статьей 6 конституции Республики "Народ является носителем суверенитета и единственным источников власти в Таджикистане и осуществляет свою власть непосредственно, а также через своих представителей", следовательно подобное одностороннее решение республиканских властей является нарушением конституции Республики и означает фактическую ликвидацию конституционных прав народа ГБАО. Игнорировано волеизъявление народа ГБАО, составляющей половину территории государства.
В связи с вышеизложенным предлагается, в честь 105-летия присоединения ГБАО к России, который состоится в начале 2000 года (учитывая, что по конституции местные региональные вопросы решают центральные власти, а точнее президент республики), установить и увековечить в г. Хороге центр ГБАО памятник русского солдата освободителя народа Памира. Пригласить на открытие представителей руководства России это первое. Второе, установить памятник матерям, скорбящим по своим сыновьям, которые стали жертвой геноцида со стороны предателей Таджикистана. Народ Памира должен знать и помнить, кто является освободителем, а кто есть...
Если центральные власти Таджикистана попытаются в очередной раз найти сотни причин и не решить этот вопрос, то это обязано сделать руководство ГБАО. Пренебрежение нуждами и чувствами людей со стороны властей Республики это антидемократический курс.
В настоящее время жители ГБАО лишены даже права избирать руководителя местной администрации.
Статья 78 авторитарной Конституции Республики Таджикистан гласит: "Исполнительную власть на местах осуществляет представитель Президента председатель области, города и района. Представительную и исполнительную власть соответствующих административно-территориальных единиц возглавляет председатель.
Председателей Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов и районов назначает и освобождает Президент Республики".
Когда жители ГБАО заявляют о своих законных правах, требуют реальной автономии их незамедлительно обвиняют в сепаратизме. Это имело место неоднократно. Голословные обвинения памирцев в сепаратизме со стороны отдельных политиков не имеют под собой оснований.
Сепаратизм это, прежде всего, угроза территориальной целостности государства. Народ ГБАО признает единое гражданство, единое экономическое пространство, общую финансово-кредитную систему, общие границы и т.д. Все это доказывает и свидетельствует о том, что памирцы не намерены подрывать территориальную целостность Таджикистана.
Некоторые политики и эксперты Республики сознательно путают понятие сепаратизма и регионализма. Подобная путаница вводит в заблуждение общественность. Не следует искать в действиях памирцев явных или скрытых признаков сепаратизма, их просто нет и никогда не было. Но в свою очередь, руководители Таджикистана должны помнить, что, мягко говоря, высокомерное отношение которым они руководствуются по отношению к ГБАО это путь в исторический тупик путь продления страдания народа и все большего и большего отчуждения ГБАО от Душанбе. Один из пяти принципов, который содержится в священном Коране гласит: "Коран не признает преимуществ за какими-либо расами или народами".
Необходимо понять очень простую вещь: страна одна один народ. Другого не дано. Руководствоваться надо простой логикой. Таджики обречены на совместную жизнь и надо стремиться постоянно договариваться, консультироваться друг с другом, чтобы обеспечить доброе и позитивное отношение, только такой подход сблизит позиции сторон, а также сформирует механизм партнерства и обеспечения согласованных действий по достижению стратегических целей. Еще один немаловажный факт, на который нельзя не обратить внимание, это обращение одного из сопредседателей политического объединения "Единый Таджикистан", трем министрам иностранных дел: России, Таджикистана и Узбекистана, которые встречались в Ташкенте в первой половине июля с.г.
Среди прочих предложений предлагается также "возвращение в страну и восстановление в политических правах всех политических лидеров страны" и т.д. Это предложение конструктивное и его надо всячески поддержать. Однако здесь необходимо учесть два фактора.

1. Раздражающий фактор.
К нему относится та категория лидеров, их к счастью мало, которые в мирное, стабильное время получили доверие народа, мандат на власть и благодаря именно народу эти лидеры стали известны не только в Таджикистане и в Советском Союзе, но и за пределами государства. Однако в самое сложное время для народа эти так называемые лидеры самым подлым образом предали свой народ, не оказались рядом с ним. Убежали в другую страну.
Появление этих предателей народа в публичной политике не только будет раздражать, но и дестабилизировать ситуацию в обществе. Где бы не находились эти люди, они бросают тень на авторитет организации или личности.

2. Непрофессионализм.
На волне противостояния и размежевания во власть попали случайные люди. На что они способны все известно, стиль их управления строился на страхе и массовом нарушении прав человека.
Как известно соблюдение прав человека это не внутреннее дело одного государства, а дело международного сообщества, поэтому необходимы упреждающие меры. Из этого следует, что приход и нахождение во власти подобных людей обречет Республику на потрясения. Эта та категория людей, которая видит во власти источник личного обогащения. А людей такого содержания в избытке во властных структурах страны. Республика от них устала. Она унижена. Время произвола уходит.
Пришло время интеллектуалов профессионалов, людей мыслящих стратегически. А таких людей в Таджикистане достаточно.
Задача руководителей Республики состоит в том, чтобы создать условия и обеспечить приход во власть таких людей независимо от их регионального происхождения. Такая задача властей страны должна оставаться одним из приоритетных в ближайшем будущем.
Ведь от того, кто и как будет руководить страной зависит национальная безопасность страны и ее престиж на мировой арене.
Известно, что недальновидный политик гораздо опаснее вооруженного врага. За принятием решения стоят люди, их судьбы. Любое поспешное решение в условиях хрупкого мира может стать роковым для страны.
То, что не было сделано в 1929 году, можно сделать сейчас спустя ровно 70 лет. Теперь сегодняшним разработчикам новой послевоенной конституции Республики Таджикистан представилась уникальный исторический шанс открыть новую страницу новейшей истории Таджикистана. Выработать и создать систему благополучия и процветания с созидательными тенденциями, то есть заложить здоровую основу в развитие таджикского государства.
Реализация подобной политики позволяет Таджикистану разрешить внутреннее противоречие и в будущем достойно и уверенно определить свое место и роль как в СНГ, так и в мире в целом.
Хурсанд САИБНАЗАРОВ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить