Президент-2000: Результаты исследования независимого исследовательского центра РОМИР

Сейчас, в преддверии президентских выборов аналитики, политики, СМИ стараются предугадать, каким будет он – Новый Президент. Можно, конечно, открыто спросить: “Кого из кандидатов Вы хотели бы видеть президентом России?” Или “За кого из них Вы будете голосовать?” Но здесь есть опасность, что личность конкретного человека, его поступки или действия его окружения, даже слухи выйдут на первый план, и узнаем тогда, КОГО конкретно хотели бы видеть россияне президентом, а не КАКИМ он должен быть по их представлениям. Мы решили подойти с другой стороны и попробовать выяснить к кому – вернее, к какому типу личности - не осознанно, а на уровне бессознательного, склоняются будущие избиратели.

Известно, что по большому счету, всех людей можно разделить на определенные психологические типы, которые обладают набором некоторых характеристик, предпочтительных моделей поведения, отношений с людьми, даже манерой разговора. Такое деление существовало еще в древности, только называлось немного по-другому. Взять хотя бы, деление на инь и янь в восточной традиции или соотнесение с какой-либо из четырех стихий - огнем, землей, водой, воздухом.

В начале ХХ века один из самых известных учеников З. Фрейда - К.Г. Юнг предложил свою версию деления людей на психологические типы. В дальнейшем на этой основе возникла новая наука – соционика, находящая на стыке психологии, социологии и информатики. На ней и основывалось наше исследование.

РОМИР провел представительный опрос взрослого населения России. Всего было опрошено 1500 человек в 40 субъектах Российской Федерации, 115 населенных пунктах и 160 точках опроса.

Всем участникам предлагалось выбрать одного из шестнадцати кандидатов в президенты – того, за кого они стали бы голосовать. Каждый из них являлся ярким представителем того или иного психологического типа. В списке кандидатов были представлены как герои литературных произведений и кинофильмов, так и реальные люди, но там не было ни одного из тех, кто на самом деле собрался баллотироваться на выборах.

Результаты исследования показывают, что наши соотечественники предпочитают, чтобы ими руководил человек который больше живет умом, чем сердцем, уделяет больше внимания работе, чем личной жизни. Такой тип людей называется “логики”, за него проголосовало бы около 70% участников опроса. Другой тип – это тот, кто наоборот, живет сердцем, чувством, а работа для него если и важна, то для удовлетворения личной потребности в общении. Их называют “этики”. Такие люди намного менее популярны у россиян, им отдают предпочтение только 15%. Остальные затруднились с выбором.

Среди “логиков” большей симпатией (50% респондентов) пользуются инициативные люди, которые склонны сами выдавать словесную и поведенческую информацию, чем принимать ее от других. Это так называемые логики-экстраверты, иначе – “предприимчивые”. Они занимают активную жизненную позицию в целом, общение понимают как деловое сотрудничество. Наиболее популярным в этой группе был представитель, темперамент которого именуется “сенсорно-логический экстраверт” (35%). Это волевой, целеустремленный человек, с решительным и жестким характером. Все, что бы он ни делал, делает увлеченно, с намерением довести до конца. Его логика тоже целеустремленная, “партийная”. Не сомневается в своем праве руководить людьми. При всей любви к коллегиальности, последнее слово всегда оставляет за собой, хотя обычно это компенсируется глубокой увлеченностью делом и умением увлекать этим делом людей. Хороший тактик, способен на политическое лавирование, но никогда не изменит свою позицию. Мало подвержен эмоциям, особенно отрицательным - страху, ненависти, зависти. Чем ситуация опаснее, тем он собраннее и решительнее. Яркий представитель этого типа – Жуков.

Другим представителем “предприимчивых”, завоевавший симпатии 14% россиян, является логико-сенсорный экстраверт. Мыслит быстро, четко. Действует разумно и логично. Инициативный, решительный, любит быть в центре внимания. Обладает большой работоспособностью, все делает основательно и качественно, начальства не боится, может быть даже агрессивен. В экстремальной ситуации, с которой сам не может справиться, может впасть в ярость – для него это защитная реакция и средство мобилизовать партнера. Во всем любит порядок, основательность, честность и прямолинейность. Внешне отличается военной выправкой, даже если никогда не служил, прирожденный разведчик. Яркий представитель – герой фильма “Семнадцать мгновений весны” – Штирлиц.

Противоположны им логики-интроверты (или “хладнокровные”) – им свойственно занимать выжидательную позицию, принимать к рассмотрению чужие предложения. За таких людей проголосовало бы в два с половиной раза меньше - 20% россиян. Общение для “хладнокровных” - это обмен недостающей информацией объяснительного характера, происходит по устоявшимся схемам и нормам. Из них половина голосов у логико-сенсорного интроверта. Такой человек обладает умением очень точно выбирать лучшую из имеющихся систем и потом с бескомпромиссностью, доходящей до упрямства, бороться за ее внедрение, отвергая категорично все, что не может в нее войти. Никогда не впадает в отчаяние и не поддается иллюзиям. Упрям и бескомпромиссен, будучи руководителем – склонен завинчивать гайки. Тактичен, чувствует людей, но относится к ним как к инструментам. Смесь деликатности и авантюризма. Представитель – герой фильма “Место встречи изменить нельзя” Жеглов.

Среди “этиков” наиболее привлекательны те, от кого исходит поток эмоций окружающим, кто находится в постоянном активном поиске чувств, а общение воспринимает как обмен эмоциями, как будто он плавает в неком бурном потоке жизни. Это этик-экстраверты, “страстные”. Интересная деталь – представители этого типа, в среднем, раньше всех женятся или выходят замуж, и они чаще, чем представители других типов, разводятся. Представителя такого типа в качестве президента России хотели бы видеть 10% ее жителей. Из них половина – за интуитивно-логического экстарверта. Горячий энтузиаст, высоко духовная, артистичная личность. Всегда полагается на свою способность мгновенно импровизировать, вместо того, чтобы заранее подготовить работу. Любит ситуации нового, интересного начинания, когда может проявить свои и чужие способности. Не честолюбив, в отличие от людей, которые стремятся открыто управлять ситуацией, предпочитает делать это незаметно. При этом его влияние направлено, в основном, на то, чтобы окружающие проявили свои способности. В нашем списке - герой фильма “Москва слезам не верит” – Георгий.

Еще меньше голосов у этик-интровертов или “душевных” (6% респондентов). Этот тип ассоциируется с женским стереотипом коммуникабельности. Для них характерен пассивный поиск чувств, общение понимается как обмен знаками душевной привязанности. Именно такие люди наиболее склонны к “домостроевскому” поведению со стереотипным распределением мужских и женских обязанностей: мужчина – кормилец семьи и защитник, женщина – хранительница очага и воспитательница детей. Наибольшие симпатии в этой группе вызвал сенсорно-этический интроверт. Дружелюбный, постоянно оптимистично настроенный человек, не навязывающий окружающим свою волю, внимателен и заботлив. Очень быстрые, сознательные эмоциональные реакции, направленные на изучение и изменение эмоций окружающих. В нашем варианте представлен героем романа “Три мушкетера” Атосом.

Характерно, что, чем старше те, кто отвечали на вопросы, и чем выше уровень их образования, тем чаще они выбирали “предприимчивых”. Более того, особенно важно это для пенсионеров и инвалидов. Затем – для работающих и тех, кто в настоящее время находится без работы. Несмотря на то, что люди этого темперамента называются “предприимчивые”, им отдали предпочтение вовсе не те, кто по роду своей деятельности занимаются предпринимательством. Среди работающих этот тип вызвал симпатии сельскохозяйственных рабочих, мастеров, бригадиров, а также руководителей высшего и среднего звена. И чем ниже доход, тем чаще выбирали предприимчивых.

Очевидно, что такой тип личности склонны выбирать те, кто в силу ряда причин оказался в обществе не в лучшем положении, и оттого настроены на перемены. Понятно, что он привлекателен и для тех, кто сам занимает некую руководящую позицию, причем в какой-либо структуре или системе, где помимо него существуют еще руководители – более низкого или более высокого уровня. Но почему сельскохозяйственные рабочие? Есть две версии. Во первых, в каком положении находится сельское хозяйство в России – объяснять не надо. Соответственно понятно, каково положение тех, кто раньше именовались колхозниками, если в большинстве регионов зарплату выплачивают не деньгами, а в лучшем случае комбикормом, если вообще выплачивают. А во вторых, быть может не случайно этот тип сравнивается с теми, кто принадлежит стихии земле?

“Хладнокровные”, наоборот, пользуются популярностью у более молодых граждан. Популярность этого типа растет с образованием, за исключением тех, кто закончил ВУЗ – для них “хладнокровные” не представляют интереса. Одинаково положительно к “хладнокровным” относятся студенты и домохозяйки. Доход в данном случае роли не играет. Видимо, от того, что семейный доход домохозяйки определяется зарплатой мужа, а доход студента – неоднозначен и зависит от стипендии, личного заработка или родителей.

Для “страстных” нет особых предпочтений ни по полу, ни по возрасту, ни по месту работы. Разве что по статусу – выделяются домохозяйки и студенты. И опять они отвечают почти одинаково. Почему они выделяются становится объяснимо, если вспомнить главную характеристику этого типа – чувства и эмоции. И ведь именно домохозяйки – основная аудитория “мыльных опер”.

“Душевных” также любят более молодые и более образованные, особенно студенты – и те, кто никогда не работал, и те, кто занимается бизнесом. Предприниматели, уже завершившие обучение (в ВУЗе, техникуме или школе) и служащие тоже предпочитают “душевных”. Именно “душевные” обладают умением уверенно выбирать понравившегося партнера (в личной жизни или по работе), выражая готовность к контакту косвенными сигналами, для них характерна быстрота реакции и поиск наиболее действенных вариантов, которые активизируют того, с кем он имеет дело.

Самое интересное заключается еще и в том, что согласно соционике, эти типы по разному могут друг с другом сочетаться. Например, если Вы относитесь к “хладнокровным” - Вам почти без проблем будет даваться общение с “страстным”, но крайне сложно будет найти взаимопонимание со “душевным” или того хуже с другим “хладнокровным”. И если мы теперь знаем, что большая часть хотела бы видеть в качестве президента “делового”, то можно предположить, и какое окружение для него будет наиболее комфортным. Самые удачные контакты – с “душевными”. При возникновении внутренних разногласий “деловой” активно воздействует на “душевного”, а тот без особого сопротивления поддается его влиянию. Благодаря умению “душевного” сглаживать острые углы, равновесие быстро восстанавливается. Если у такой пары возникает конфликт с окружающими, его больше переживает “душевный”, но при этом он сам не старается решать проблемы и излагает ее “деловому”, а тот уже принимает соответствующие меры. Результат опять положительный: они оказываются устойчивы и против разрушительного влияния извне.

Чуть менее удачное, хотя вполне приемлемое, сочетание с “хладнокровным”. Хуже всего “деловому” со “страстным”, поскольку оба стремятся изменить поведение друг друга, оба активны и не желают подстраиваться под другого, так как в отношениях с внешним миром оба пытаются активно воздействовать на него и соперничают за лидерство. Также сложно ужиться двум “деловым”.

Конечно, совершенно не значит, что такие сценарии всегда идут именно так. Возможны и отклонения, и выходы из сложных ситуаций даже в самых наименее совместимых сочетаниях. Да и то, каким все-таки окажется будущий президент, какое вокруг него сложится окружение, и как будут развиваться между ними отношения, мы узнаем на самом деле только после декабря. Сейчас возможны лишь предположения, но не стоит их игнорировать.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить