“Если б молодость знала, если б старость могла” — пожалуй, главный лейтмотив самой реалистической повести Рэя Брэдбери “Вино из одуванчиков”, которую с удивительной точностью и тактом перенес на экран молодой режиссер Игорь Апасян (“Незнайка с нашего двора”, “Морской волк”, “Охота на крыс”). Романтический фильм “Притяжение солнца” рассказывает о чистоте и красоте душевного мира человека и природы, как его видит знаменитый американский писатель-фантаст.
Режиссер
начинал снимать свой фильм еще в Советском Союзе
на Одесской киностудии, потом долго его
монтировал, а теперь ленте предстоит не менее
тернистый путь к зрителю: существует три
телевизионные серии и киновариант. (Делали
картину без помощи Госкино России, только на
спонсорские деньги).
Впрочем, в фильме действие происходит в
неопределенное время и не имеет никакого
отношения к нашим социальным злободневностям.
Скорее там решаются философские проблемы:
насколько в детстве каждый новый день —
открытие; как трудно поверить в то, что старая
бабушка была когда-то маленькой и озорной
девочкой; как связано все в жизни: и дети, и внуки
— продолжение жизни отцов и дедов, а смерть не
так уж и страшна, хотя дыхание ее пугает. Что
можно изобрести Машину счастья, но само оно
бывает только, когда любишь и любим, а Машина
времени — это память человека, позволяющая
заглянуть в его прошлое. (Не могу не высказать
одно “но” картине: эпизод создания Машины
счастья почему-то снят режиссером в стиле
одесской коммунальной квартиры времен Бабеля,
что несомненно является диссонансом чистой
гармонии остальных частей фильма).
Герой новеллы про Машину времени — полковник
Фрилей обладает удивительным даром переносить
собеседника во времена своей боевой молодости,
как бы делая его соучастником минувших побед и
поражений. Роль полковника, которую исполнил
Иннокентий Смоктуновский, стала для артиста
последней: он даже не успел ее озвучить. В
американском кино техника съемок позволяет
записывать речь прямо на площадке, но у нас
такого “богатства” нет, поэтому после монтажа
картины, актеры заново озвучивают свои роли. У
Смоктуновского осталась только черновая
фонограмма и даже компьютерная очистка звука не
смогла дать ей необходимого качества. Обратились
к молодому, известному своими пародиями на наших
политических деятелей (в программе “Куклы”)
артисту “Табакерки” Сергею Безрукову. Когда
фильм посмотрела дочь Иннокентия Михайловича,
она плакала: киногерой разговаривал голосом ее
отца.
В других ролях снялись не менее известные актеры
— Вера Васильева, Владимир Зельдин, которого
тоже дублировали (его столь известный многим
тягучий, “растяжный” голос почему-то не
понравился режиссеру), Лия Ахеджакова, молодые
Андрей Новиков (Дуглас), Сева Полищук, Сергей
Кузнецов (которые за время пути картины к зрителю
успели подрасти) и Лидия Драновская. Эта актриса
ворвалась в советское кино на летящем поезде,
который шел на восток, но после шумного успеха
картины попала в чью-то немилость и очень долгое
время совсем не снималась. Здесь Драновская
играет роль замечательной прабабушки главного
героя Дугласа. Оператор Александр Носовский снял
и героев, и пейзажи фильма в романтическом стиле
прошлого и начала нынешнего века, а натюрморты —
также хороши, как у голландских классиков кисти...
Ирина МАЙОРОВА.