НКАЗ: ХРОНИКА СОБЫТИЙ - 17 февраля 2000 г.

17 февраля, после более чем 9-ти часового заседания Кемеровский Арбитражный суд удовлетворил иск временного управляющего Новокузнецкого алюминиевого завода и вынес решение об отстранении менеджеров МИКОМа от управления заводом. Чему предшествовала целая череда событий, разобраться в которых, однако, не всегда просто. Каждая публикация – отклик на текущую новость, выхваченную из общего контекста. Предлагаемая хронология поможет более объективно ориентироваться в развивающихся событиях.

Для справки


54% акций Новокузнецкого алюминиевого завода принадлежит московскому ЗАО “Металлургическая инвестиционная компания” (МИКОМ - управляющая заводом организация, генеральный директор - Михаил Живило), 20% - Сбербанку РФ, 14% - РФФИ РФ, 8% - физлицам, 4% -компаниям, дружественным МИКОМ.


Примерно два года назад между руководством НкАЗа и “Кузбассэнерго” по оплате за электроэнергию возникли резкие разногласия. Их кульминацией стало исковое заявление прокурора Кемеровской области от 21 сентября 1999 года в Арбитражный суд Кузбасса. В нем прокурор потребовал взыскать с НкАЗа накопившуюся с мая 1997 года по сентябрь 1999-го задолженность в размере 940194284 рублей 16 копеек. Основанием для предъявления столь крупной суммы к оплате стало постановление правительства (№1444) о поэтапном повышении тарифов. Они занижались почти в три раза. Неисполнение обязательств ответчиком в течение длительного времени, по мнению прокурора, ставило под угрозу безопасность работы энергоснабжения, что могло повлечь обострение экономической и социальной обстановки в Кемеровской области. А “обеспечение ОАО “НкАЗ” за счет других потребителей, из года в год вовремя оплачивающих потребляемые энергоресурсы в условиях постоянного недостатка топлива на станциях,.. может привести к полной остановке энергосистемы в Кузбассе”. К тому времени “Кузбассэнерго” уже подало еще один иск о взыскании с НкАЗа еще 600 миллионов рублей задолженности образовавшейся еще до мая 1997 года.


К тому времени обостряются отношения руководства НкАЗа с областной администрацией. Почему? Это становится понятным по итогам финансово-хозяйственной деятельности завода в 1998 году после проверок бухгалтерской отчетности. Наружу всплывают факты о том, что по документам завод имел прибыль от производства в сумме 260 миллионов рублей, а на деле – убытки в 26 миллионов рублей. А значит, государство не получило соответственных налогов на прибыль, собственный капитал же завода уменьшился более чем вдвое – с 680 до 313 миллионов рублей. Собственные оборотные средства были сведены к нулю. К тому же износ оборудования подошел к отметке 90 процентов, а затраты на амортизацию составили чуть более 1 процента (при норме в 8-10). Иными словами, МИКОМ переключило завод на работу “на износ”. По подсчетам экономистов, за счет такой варварской экономии и работы по толлинговой схеме НкАЗ терял в год около 100 миллионов долларов. Что не могло не раздражать руководство областью, теряющей десятки миллионов налоговых поступлений от предприятия, которое к тому же считается бюджето- и градообразующим.


21 октября. Состоялось очередное заседание Арбитражного суда Кемеровской области. Его решением НкАЗ обязывался выплатить задолженность “Кузбассэнерго” в размере 738 милионов 852 тысяч 635 рублей 62 копеек. В ответ руководство НкАЗа подает апелляционную жалобу на это решение.


28 октября. В срочном порядке собирается внеочередное собрание акционеров, а котором принимается решение об изменении юридического адреса ОАО “НкАЗ” с Новокузнецка Кемеровской области на Дмитров Московской области. Позже пресса комментирует это как
попытку МИКОМа уйти от ответственности по долгам перед “Кузбассэнерго”. В этой связи, пишет “Интерфакс”, губернатор Кузбасса Аман Тулеев неоднократно подчеркивает, что “не допустит такой перерегистрации, поскольку она снизит поступление налогов от предприятия в областной бюджет”.


24 декабря. Апелляционная инстанция Арбитражного суда Кемеровской области оставляет без изменений решение от 21 октября. Пресс-служба “Кузбассэнерго” заявляет о том, что руководство энергосистемы, понимая, насколько велика задолженность НкАЗа, готово вести переговоры о реструктуризации долга. При этом подчеркивается, что “если завод не подаст апелляцию в Западно-Сибирский окружной суд в конце января алюминиевому заводу будет предъявлен исполнительный лист”.


В средствах массовой информации, в том числе в печати Кемеровской области, появляется аналитические статьи, оценивающие проводимую МИКОМом экономическую политику в Кузбассе, как полностью себя дискредитировавшую. В них, в частности, возможное банкротство НкАЗа ставится в одну логическую цепочку с банкротством в 1999 году одного из крупнейших предприятий области – Кузнецкого металлургического комбината (КМК), которым управляли все те же микомовцы. Подчеркивается и потеря МИКОМом и угольного разреза “Черниговец”, руководил которым также ставленник М.Живило. Всплывают факты продажи продукции КМК по заниженным ценам фирме Base Metal Trading Ltd., у руководства которой стоит брат Михаила Живило – Юрий Живило. Обоих обвиняют в личной наживе в особо крупных размерах за счет комбината.


Конец декабря. Руководство НкАЗа срочно разрабатывает “план чрезвычайных ситуаций”, включающий поэтапную остановку производства, а значит массовое увольнение рабочих. Подчеркивая, что это вынужденная мера, МИКОМ таким образом пытается привлечь на свою
сторону трудовой коллектив.


Предпринимаются несколько попыток договориться с “Кузбассэнерго” о реструктуризации долга. Все они проваливаются из-за неприемлемых условий, предлагаемых руководством НкАЗа - рассрочкой на два года.


Начало января. На заводе нагнетается напряженная обстановка. Постоянно муссируются слухи об остановке производства, появляются разговоры о массовой забастовке. К
середине января эти слухи усиливаются. Наконец, в администрацию области направляется заявление от ветеранов завода с просьбой “рассмотреть создавшееся положение и дать возможность заводу стабильно работать, а ветеранам получать материальную помощь с родного завода”. Хотя никаких причин для нестабильной работы нет, за исключением угроз от самого руководства завода.


17 января. Истекла отсрочка исполнения арбитражного суда Кемеровской области о взыскании с НкАЗа долга в пользу “Кузбассэнерго”. В этот же день в банки уходит извещение об остановке движения средств по счетам завода.


18 января. Судебные приставы опечатывают кассу завода, официально объявлено о начале аккумулирования средств для выплат “Кузбассэнерго”. Дирекция НкАЗа выпускает приказ по заводу “О плане мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций”, включающий постепенное свертывание производства - по сути массированное нагнетание страха в коллективе завода.


19 января. Арбитражный суд Кемеровской области возбуждает дело о признании НкАЗа банкротом, вводится процедура наблюдения. А рассмотрение дела уже о признании завода банкротом намечено на 20 марта. На должность управляющего назначается Сергей Чернышев. На 3 февраля намечено рассмотрение еще одного иска того же “Кузбассэнерго” о взыскании с НкАЗа 666 миллионов рублей, которые завод остается должен еще с 1997 года.


Конец января. Появилось первое сообщение о предъявленном местными правоохранительными органами иске директору НкАЗа Виктору Терентьеву “в связи с тем, что у предприятия образовалась большая задолженность перед местными энергетиками”.


27 января. Пресс-служба временного управляющего Сергея Чернышева проводит брифинг для журналистов. Руководство
НкАЗа, зная об этом заранее, демонстративно не пускает прессу, радио и телевидение на предприятие. Брифинг проводится на улице.


Подводятся итоги января: руководством завода закрыто лишь 51% плановых платежей. На 27 число НкАЗ недополучил 15,8 миллиона олларов за отгруженную экспортную продукцию, хотя до января платежи шли регулярно. Выясняются также подробности использования руководством финансовых средств завода. В частности, вместо оплаты за сырье и электроэнергию (а к концу января долг по ним составлял уже более 2
миллиардов рублей) менеджеры группы МИКОМ использовали деньги для, так называемых краткосрочных финансовых вложений. На них закупались, говорится в пресс-релизе, “векселя сомнительных компаний с ничего не говорящими названиями “Карбона-М”, ТРЭЛЛ”. Только за последний квартал минувшего года на это было потрачено более 412 миллионов рублей заводских денег.


27 января. Арбитражный суд Московской области подтвердил, что единственным местом регистрации ОАО “НкАЗ” является подмосковный Дмитров.


29 января. В прессе появляется обращение гендиректора МИКОМа М.Живило “к депутатам Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации”, в котором он пытается оспорить решения суда о банкротстве НкАЗа, правомочность претензий
“Кузбассэнерго”. Делаются намеки на “негативную реакцию зарубежных деловых
кругов”. К прямому вмешательству призывается и.о.президента. Письма рассылаются также в Совет Федерации, в министерства и ведомства. Иными
словами на суд оказывается фактическое давление через высшие органы государственной власти.


В прессе, однако, появляются сообщения о том, что “никто из влиятельных лиц за МИКОМ не заступается. В деловых кругах бытует мнение, что МИКОМ – компания, которая развивалась на деньги КПРФ”.


В Кемеровский арбитражный суд поступает исковое заявление о признании недействительным решения собрания акционеров
завода о перерегистрации юридического адреса НкАЗа в Московской области. Автор иска – акционер Владимир Девятко, владеющий 18 акциями АО “НкАЗ”, ссылается на то, что его не известили о проведении собрания акционеров 28 октября. В этой связи его права акционера были нарушены.


31 января. В кемеровском Арбитражном суде слушается дело об отстранении от исполнения обязанностей руководства НкАЗа по иску “Кузбассэнерго”. Требование включает в себя также и отстранение МИКОМ от управления из-за того, что компания не обеспечивает поступление платежей и мешает работать временному управляющему Сергею Чернышеву и его команде. Ответчик – МИКОМ заявляет отвод всему составу арбитражного суда и просит перенести слушание дела в арбитражный суд другого региона. Возникает неожиданная коллизия – некому
рассмотреть сам отвод. Для принятия решения направляется запрос в Высший арбитражный суд.


1 февраля. Пресс-служба Кемеровской области распространяет заявление первого заместителя начальника ГУВД области В.Григорьева о том, что директор НкАЗа В.Терентьев проходит по уголовному делу по статье 160 УК РФ. Но возбуждено оно в отношении
бывшего внешнего управляющего ОАО “Кузбассэнерго” В.Зубкова. Выясняются
подробности о том, что Зубковым было направлено письмо гендиректору ЗАО “НкАЗ” В.Терентьеву с просьбой о переводе 89 тысяч долларов США на
расчетный счет ЗАО “Артур-Андерсон” (г.Москва) за текущее потребление энергии. А разрешение ни их перевод дал президент МИКОМа М.Живило.


1 апреля 1999 года НкАЗом незаконно, было перечислено на р/c ЗАО “Артур-Андерсон” 2250762 рубля. Было также сообщено, что уголовное дело находится в производстве Управления по расследованию оргпреступности ГУВД области.


Высший арбитражный суд не усмотрел оснований для переноса рассмотрения дела (об отстранении от руководства алюминиевым заводом компании МИКОМ, как препятствующей осуществлению процедуры банкротства) за пределами Кузбасса.


2 февраля. Очередное заседание Кемеровского арбитражного суда по иску Кузбассэнерго об отстранении МИКОМа от руководства НкАЗом не состоялось в связи с неявкой представителей МИКОМа. Слушание дела перенесено на 16 февраля.


3 февраля. Намеченное рассмотрение дела о признании долга НкАЗа “Кузбассэнерго” в размере 666 миллионов рублей, который скопился еще до 1997 года, перенесено на 21 февраля.


Местная пресса сообщает о том, что дирекция НкАЗа отказывается подписывать контракт на покупку глинозема (основного сырья для производства алюминия). Первый помощник временного управляющего С.Чернышева И.Мочальников делает следующее заявление: “Сейчас речь идет не о том, кто руководитель, кто – хозяин завода, а о том, что завод должен
работать”. Оприходованного глинозема остается всего на четыре дня работы.


В тот же день в центральной прессе появляются вопиющие факты использования компанией МИКОМ денег заработанных заводом.


За период с августа по декабрь 1999 года менеджеры МИКОМа продают алюминий НкАЗа фирме “Alucoal Holdings Ltd” (контракты - №710-99/725-99 от 4 августа и №843-99 от 3 ноября) по ценам ниже мировых на 450 долларов. Прямой убыток заводу – около 8 миллионов долларов ежемесячно. Это означает, что в год НкАЗ недосчитывается примерно 100 миллионов долларов заработанных денег, а государство недополучает от НкАЗа около 30 миллионов долларов налоговых поступлений.


4 февраля. Газета “Кузнецкие вести” сообщает: “В связи с возбуждением дела о банкротстве ОАО НкАЗ” на основании Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” дирекция и профком завода постановили провести конференцию трудового коллектива… 10 февраля.


По просочившейся из администрации области информации, Михаил Живило хочет воспользоваться возникшей паузой с тем,
чтобы, не привлекая к себе внимания, саботировать действия и решения временного управляющего. Цель – подвести завод к полной остановке и затем
обвинить в этом Сергея Чернышева. Уже сложилась патовая ситуация - на подступах к заводу стоит 49 вагонов с глиноземом из Николаева, которые
исполнительная дирекция отказывается принимать. С другой стороны, как стало известно, один из покупателей до сих пор не расплатился за уже
отгруженный ранее алюминий, в результате – готовую продукцию приходится складировать на складе.


10 февраля. Временный управляющий обращается в профком завода с просьбой о том, чтобы на профсоюзной конференции присутствовали его помощники, поскольку сам он присутствовать не может, в связи с визитом на завод судебных приставов. Начало конференции
назначено на 16 часов. Ровно за полчаса ему отказывают и конференция проходит без участия представителей временного управляющего. Прессу не пускают. По результатам конференции появляется пресс-релиз, в котором помимо обращения к администрации Кемеровской области с “предложением оказать содействие в снятии ареста со счетов предприятия и готовой продукции…” и оказания “содействия в подписании мирового соглашения с энергетиками” цитируется выступление заместителя губернатора области по промышленности Александра Копытова. “В выступлении А.Копытова было отмечено, - говорится в пресс-релизе, - что “процесс банкротства, мы считаем, произведен искусственно”.


11 февраля. Информационное агентство “ПРАЙМ ТАСС” публикует сообщение о том, что “ЛогоВАЗ” приобрел как минимум контрольный пакет акций Новокузнецкого алюминиевого завода (NALU) /НкАЗ/”. Все последующие дни это сообщение, однако, никакими
документальными сведениями подтверждено не было.


14 февраля. Пресс-служба администрации Кемеровской области комментирует появившиеся в последние дни в прессе информацию о том, что фирма МИКОМ готова погасить долг в 1,5 миллиарда рублей НкАЗу, а также “вернуть в Кузбасс из Подмосковья расчетный счет НкАЗа и повысить заработную плату алюминщикам”. На что
заместитель губернатора А.Копытов, сообщает пресс-служба, ответил: “Ни одного реального шага по выполнению этих предложений, насколько мне известно, компанией не предпринято. И мы, и энергетики уже хорошо знаем, чего стоят слова и обещания МИКОМа. Поэтому ситуация по НкАЗу, думаю
будет рассмотрена в арбитражном суде”. Имеется в виду суд, назначенный на 16 февраля по иску временного управляющего об отстранении руководства НкАЗа от управления предприятием.


Вечер 14 февраля. За два дня до судебного разбирательства на председателя суда Ивана Матвиенко, который должен вести судебное заседание, совершено разбойное нападение. По последним данным Матвиенко получил сотрясение мозга и вполне вероятно не сможет вести заседание суда.


16 февраля. В 10 утра по местному времени начинается заседание Арбитражного суда Кемеровской области. Председательствует на нем Галина Сегодина. Представители ответчика – компании МИКОМ предъявляют ряд ходатайств, в том числе и об отстранении временного управляющего от исполнения обязанностей. Все они судьей отвергаются. В конце дня выступают представители “Кузбассэнерго”, временный управляющий Сергей Чернышев. Выступает также и прокурор области, который впервые озвучивает информацию о
возбуждении уголовного дела по факту правонарушений руководством завода в сфере валютного, таможенного и налогового законодательства. Из-за окончания рабочего дня суд переносится на следующий день.


17 февраля. После
более чем 9-ти часового заседания, к 19.30 суд выносит решение –удовлетворить иск временного управляющего и отстранить от руководства
заводом менеджеров МИКОМа.


* * * * * * *


Редакция продолжает следить за ситуацией вокруг “НкАЗа” и будет оперативно освещать развитие событий.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *