ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ бывшего спикера Селезнева

В “ПРАВДУ On-line» передали материал, который на протяжении долгого времени читали, перечитывали в нескольких редакциях средств массовой информации. Кстати, в некоей редакции «Московских новостей» (очень независимых и принципиальных) он пролежал более полугода. Затем пылился по другим изданиям. В результате прошло несколько лет. Мы могли попросить автора «осовременить» текст, но не стали этого делать, ознакомившись с ним до конца. По сути, мало что изменилось…

Как минимум в двух редакциях еще раз вспомнят о своих публикациях о неразрывной связи “красного спикера” с греко-российской коммерческой структурой. 14 июля 1995 года Геннадий Селезнев обещал подать в суд иск о защите чести и достоинства на журнал “Секьюрити”. А 13 февраля 1996 года подобную же участь пообещал он “Вечерней Москве”. Впрочем, ни в один из московских судов подобных исков не поступило.

В то же время, как стало известно, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации находится на рассмотрении заявление ЗАО “Редакция газеты “Правда”, в котором говорится о неподчинении решению суда со стороны АО “Правда Интернэшнл”, в которой Геннадий Николаевич занимает пост вице-президента. Решению суда, который признал незаконными действия, совершенные по инициативе Селезнева.

ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ СПИКЕРА СЕЛЕЗНЕВА, Или темные закоулки на пути к вершинам власти
В преддверии президентских выборов только ленивый не задается вопросом: кто станет хозяином кремлевских покоев в конце июня. Наблюдатели единодушно сходятся в оценке равных возможностей двух кандидатов, нынешнего президента и лидера КПРФ. Однако вполне возможен и иной вариант. “Известия” недавно сообщили о поручении, которое спикер Госдумы отдал своим помощникам на случай избрания президентом Геннадия Зюганова. “Их суть, - пишет газета, - заключается в подготовке проектов законов, которые позволяли бы в случае импичмента президента перехватить власть в стране руководителю нижней палаты парламента (Совет Федерации и его председателя предполагается отодвинуть как работающих на непостоянной основе)”.

Пока эти претензии спикера на кремлевское кресло кажутся фантастическими, однако вся российская история свидетельствует о том, что развивается она отнюдь не по законам логики. Поэтому мы и сочли необходимым пристальней приглядеться к фигуре еще одного “претендента”.

О РАНЕЕ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
В высокое кресло спикера Селезнев попал благодаря своей удачливости аппаратчика и абсолютно вопреки законам логики: два крупных издания, в которые он был направлен еще ЦК КПСС, оказались разваленными. Придя в “Учительскую газету”, Селезнев разогнал большую часть ее авторского коллектива. Результаты не замедлили сказаться: почти двухмиллионный тираж сократился в несколько раз. Похожая ситуация сложилась и в “Правде”. Хотя здесь появилась и весьма неприятная для официальной биографии спикера деталь: правдисты отказались продлевать его полномочия как главного редактора в 1993 году. Во время переизбрания Геннадий Николаевич не смог пройти во второй тур. И тому были свои причины. Как и в “Учительской газете”, бывший орган ЦК КПСС сократил в селезневский период двухмиллионный тираж в несколько раз. “Правду” покинуло около двухсот человек. Определяющим в своем отношении к Геннадию Селезневу ветераны газеты называют мошенничество, должностной подлог и злоупотребление доверием коллектива, в результате которых выход газеты может быть в любой момент приостановлен по санкции правоохранительных органов.

Справка. “Завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) - наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом до 50 минимальных размеров оплаты труда. Мошенничество, совершенное повторно или по предварительному сговору группой лиц, - наказывается лишением свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без таковой...” (УК РСФСР, статья 147).

“Должностной подлог, то есть внесение должностным лицом в корыстных целях или из иных личных побуждений в официальные документы заведомо ложных сведений… - наказывается лишением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до тридцати минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности” (УК РСФСР, статья 175).

Началось же все с того, что в апреле 1992 года втайне от журналистской организации - учредителя и владельца “Правды” Геннадий Селезнев подписал некий “Договор о форме организации и порядке деятельности Акционерной Компании “Правда Интернэшнл”. В его 16-ой статье сообщается, что документ этот - конфиденциальный и не подлежит разглашению. Понятным это становится после прочтения положения о функциях “редактирования, публикации и печати, администрирования, распространения и продажи газеты “Правда”, на что Компания получает исключительное, безвозвратное и безусловное право”. Или о том, что “управление финансовыми средствами газеты “Правда” передается “Стилайт Холдингс” в исключительном и безусловном порядке”. Скрывать было что.

Справка. “Договор о форме организации и порядке деятельности Акционерной компании “Правда Интернэшнл” был заключен 23 апреля 1992 года, а Устав АО “Правда Интернэшнл” зарегистрирован 30 апреля 1992 года.

Между тем, собрание коллектива журналисткой организации с повесткой дня “Создание акционерной компании “Правда Интернэшнл” состоялось лишь 7 июля 1992 года. Причем, из выступления на нем тогдашнего главного редактора Г.Н. Селезнева, всего содержания обсуждения очевидно, что речь идет лишь о намерениях, планах по созданию АО “Правда Интернэшнл”. Так, Г.Н. Селезнев говорит о “создаваемой компании”, о том, что “редколлегия вступила в переговоры”, “создается общество акционеров”. И это тогда, когда все документы уже подписаны и зарегистрированы.

Кроме того, Г.Н. Селезнев, рисуя перспективы сотрудничества с греческими партнерами, определяя характер взаимоотношений редакции “Правды” и фирмы “Стилайт Холдинг Лимитед” неоднократно подчеркивает, что “наша сторона передает все права на издание газеты”, “сохраняются все наши реквизиты”. В Договоре же и Уставе акционерного общества вводится понятие “редактирование” газеты, применительно к предмету деятельности компании “Правда Интернэшнл”...

Собрание коллектива журналистской организации редакции газеты “Правда” рассматривало вопрос создания акционерной компании “Правда Интернэшнл” лишь в самой общей форме и к тому же постфактум. Но тогда возникает вопрос, кто и когда обсуждал и утверждал проекты Договора и Устава акционерного общества, от чьего имени и с какими полномочиями выступал главный редактор Г.Н. Селезнев, подписывая эти документы?” (Из Экспертного заключения Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации).

Вынося свое Экспертное заключение Судебная палата, однако не имела другого документа. Это письмо в Министерство печати и информации РФ за подписью Геннадия Селезнева № 231/Гл от 28 августа 1992 года: “В соответствии с решением Общего собрания коллектива журналистской организации газеты “Правда” от 07.07.92 г. о создании АО “Правда Интернэшнл” организации журналистов газеты “Правда” просит Вас зарегистрировать АО “Правда Интернэшнл” в качестве учредителя и издателя газеты “Правда” и передает АО “Правда Интернэшнл” соответствующие права”.

О “ПАРТНЕРЕ” “КРАСНОГО СПИКЕРА”
И здесь пора задаться вопросом, с кем же вступил в альянс будущий спикер, кто помог обвести ему вокруг пальца правдистов? На уже упомянутом собрании правдистов Геннадий Николаевич представлял Янниса Янникоса руководителем крупной и могущественной организации: “Стилайт Холдингс” - крупная организации, последнее десятилетие связанная с Советским Союзом. Она занимается и издательской деятельностью, и чисто коммерческой, имеет танкерный флот”. Еще цитата: “Янникос считает себя обязанным нашей газете, поддержавшей его как коммуниста. Он был приговорен к смертной казни в 50-е годы. Выступления “Правды” спасли его и его друзей. Этим вызвано его желание помочь нам”.

Справка. На самом деле фирма “Стилайт Холдингс Лимитед” была зарегистрирована на Кипре лишь в ноябре 1991 года. Ее официальными учредителями, как стало известно из сообщения посла РФ в Республике Кипр Б. Зенкова, являются две компании “Арбитр Номинииз (50% акций) и “Апропус Инвестментс” (50% акций). А официальными директорами “Стилайта” являются Мойзис Моузис и Маргарита Петридоу. Известно также, что эта компания ни в феврале, ни в апреле 1992 года не имела разрешения на право ведения коммерческой деятельности на территории России. Более того, никаких доказательств владения, президентства да и вообще какого-либо своего юридического отношения к “Стилайту” Янникос Московской регистрационной палате, принявшей решение о регистрации АО “Правда Интернэшнл”, не представлял. Согласно нынешним требованиям к регистрации предприятий, назовись ты хоть Папой римским, а твой партнер - генсеком НАТО, тебя все равно зарегистрируют.

5 августа 1994 года московской корреспондент органа ЦК Компартии Греции газеты “Ризоспастис” Одиссеас Руссос передал для российских СМИ официальное заявление о том, что Янникос не имеет никакого отношения к Компартии Греции, определив сведения о принадлежности партнера Селезнева к ней как “необоснованные вымыслы”.

Отметим, легенду о “коммунистичности” главы греко-российского АО помимо Селезнева публично поддержал лишь один человек. В октябре 1992 года в “Вестях” с этим утверждением выступил греческий политолог Павлос Анастасиадис. Тот самый, которого журнал “Секьюрити”, известный тем, что свою презентацию провел в здании Московского управления ФСБ, назвал “человеком ЦРУ”.

ОТНОШЕНИЕ К ПРАВУ
На вопрос газеты “Сегодня” о вероятности возобновления репрессий в случае прихода к власти коммунистов, Геннадий Николаевич заявил, что немедленно выйдет из партии: “Уже невозможно действовать старыми методами. Время уже не то, к репрессиям возврат невозможен”.

Иного мнения о взглядах и действиях “красного спикера” придерживаются правдисты, указывая на десятки людей, вытесненных Селезневым и Янникосом из родной газеты. Вспоминают, как по указанию этих деятелей в редакции менялись замки на рабочих кабинетах, а сами кабинеты опечатывались. Как неугодным Селезневу сотрудникам отключались телефоны. Как не выплачивалась зарплата. Как, наконец, уже будучи депутатом, Геннадий Николаевич требовал от редколлегии увольнения тех или иных журналистов.

Кстати, одно из инициированных Селезневым решений в кадровой политике редакции было признано Савеловским межмуниципальным судом г. Москвы незаконным - по делу об отстранении от должности главного редактора “Правды” Виктора Линника. Однако Геннадий Николаевич и К* не только не подчинились вердикту суда двухгодичной давности. На следующий же день после его вынесения, собрав сотрудников АО “Правда Интернэшнл”, постановили, что действие решения суда прекращено. К слову, в Савеловском суде Селезнев, уже будучи депутатом Госдумы, выступал в качестве вице-президента АО “Правда Интернэшнл”, что зафиксировано в официальном протоколе. Защищал интересы компании он и в Тверском межмуниципальном суде г. Москвы по иску греко-российского АО против газеты “Вечерний клуб” и одного из бывших правдистов, Г. Яковлева. Отметим, выступал он в защиту греков в то время, когда на Охотном ряду шло пленарное заседание Госдумы. Впрочем, депутатский статус не помог будущему спикеру: “Правда Интернэшнл” полностью проиграла эти суды...

МОГ ЛИ СЕЛЕЗНЕВ БЫТЬ НЕ ТО ЧТО ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ, А ПРОСТО ДЕПУТАТОМ?
Справка. Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Депутат Государственной Думы не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Ежемесячное денежное вознаграждение депутата Государственной Думы выплачивается ему со дня избрания, но не ранее даты увольнения с предыдущего места работы или временного приостановления его службы, а средства по возмещению расходов, связанных с депутатской деятельностью, - со дня его избрания. (Из Закона РФ “О статусе депутата Государственной Думы и Совета Федерации”).

Став председателем Думы, Геннадий Николаевич принялся активно убеждать всех, в том числе журналистов программы “Без ретуши”, что давно приостановил свою коммерческую деятельность. Вопрос, однако, заключается в том, что правдисты, переизбравшие его как своего представителя в греко-российском АО и выбравшие на замену спикера председателя своей журналистской организации, отказываются понимать, почему последний до сих пор не может приступить к исполнению обязанностей вице-президента АО “Правда Интернэшнл”. А сам он в приватных разговорах утверждает, что “красный спикер” отказывается освобождать этот пост.

Геннадий Николаевич первое время очень болезненно реагировал на вопросы о совмещении своей коммерческой и депутатской деятельности. На публике. Однако прямых и косвенных подтверждений этому факту немало. Будучи не просто депутатом, а уже вице-спикером Думы, он продолжал даже в своих официальных письмах, на соответствующих бланках подписываться в качестве заместителя Янникоса. Факсимиле одного из таких посланий за № 1.5-281 было воспроизведено в газете “Век”. Ну а его выступления в судах как вице-президента АО “Правда Интернэшнл” лишь подтверждают этот факт.

Авторитетом своего поста тогда еще вице-спикера Селезнев оказывал определенное давление и на руководство МВЭС. Именно тогда у Янникосов появились проблемы с продлением представительства “Стилайта” при этом госучреждении (а оно дает право, в частности, на безвизовый въезд иностранцев, что так долго интересовало прессу в связи с существованием подобной же льготы для главы “Аум Сенрике”). Геннадий Николаевич организовал тогда встречу Янникоса с тогдашним спикером Иваном Рыбкиным, о которой мгновенно сообщила пресса. При этом Янникоса именовали уже почему-то президентом Фонда греко-российского сотрудничества. Но чтоб уж точно МВЭС все сделало как надо, Селезнев направил туда еще и письмо с самыми наилучшими рекомендациями своему партнеру по бизнесу. Чего же не сделаешь для своего “греческого партнера”...

КОРРУПЦИЯ?
Заботится Геннадий Николаевич и о своей репутации. По всему видно, ответ, полученный группой правдистов, избравшей российский вариант развития газеты, от руководства Высшего арбитражного суда (ВАС) на свое заявление о подлоге, совершенным Селезневым при учреждении АО “Правда Интернэшнл”, был продиктован именно им. Заместитель, первый заместитель и сам председатель ВАС по сути дела выступили адвокатами Селезнева, оправдывая правомочность его подписи под учредительными документами АО. Сославшись при этом на статью вторую закона “О средствах массовой информации”, в которой говорится, что “под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию и принимающее окончательное решение в отношении производства и выпуска средства массовой информации”.

Не хочется верить, что в ВАС знакомятся с законами лишь по его первым статьям, ведь далее в этом законе говорится и о статусе как учредителя, так и редакции, чьи права намного шире полномочий главного редактора. Не верится также, что представители высшей судебной власти плохо знакомы и с правоприменительной практикой. Даже слушателям юридических колледжей известно, что деятельность юридических лиц в России определяется не законом о “СМИ”. Поэтому-то за ответами руководства ВАС просматривается нечто иное, помимо их судейской деятельности. Кстати, Геннадий Николаевич любит страшить газеты и журналы судом, если решатся они на публикации, посвященные ему и АО “Правда Интернэшнл”. Это и журнал “Секьюрити”, и “Новый взгляд”, и “Вечерка”, многие другие. Однако ни на одно из изданий он так и не подал в суд.

Впрочем, “телефонное право”, которым, находясь на вершинах власти, по всей видимости, пользуется Селезнев, распространяется теперь не на одну судебную власть. Исполнительная также всячески старается угодить “красному спикеру”.

Еще в середине 1994 года Комитет по печати, рукой начальника юридического управления отписал правдистам, что у АО “Правда Интернэшнл” нет лицензии на издательскую деятельность, т.е. оно издает “Правду” незаконно. Но никаких действий, определенных правительственным положением о своей деятельности, предпринимать не стал. Ну разве применишь какие-либо санкции к компании, один из руководителей которой - крупный думец? Кстати, в 1998 году статс-секретарь, заместитель председателя Госкомпечати Валерий Сироженко прямо заявлял: «мне звонил Селезнев, вам мало этого для того, чтобы я принял решение?»

НА ПУТИ К КРЕМЛЮ
Подлоги, использование служебного положения в корыстных целях свойственны Геннадию Николаевичу, дышащему в затылок Зюганову. Чего стоит один уже подлог постановления по Беловежским соглашениям, вскрывшийся на одном из заседаний Государственной Думы. Часть депутатов тогда вслед за правдистами подняла вопрос о недоверии спикеру. Известно, что их поддержал и лидер КП РФ. У Зюганова есть причины опасаться своего собственного выдвиженца. Не только он, многие сделали определенные выводы из публикации “Московского комсомольца” “Зюганов как зеркало политической проституции”, автор которой в интервью газете заявил, что после своей победы на президентских выборах коммунист № 1 скорее всего выгонит из “Правды” греков, и тогда - прощай, свобода слова в бывшем органе ЦК КПСС. Поясним: автор той статьи - служащий АО “Правда Интернэшнл”, где Г.Н. Селезнев занимает “приостановленную” должность вице-президента...

Кстати, Геннадий Николаевич пользуется все большим влиянием в КПРФ. Поговаривают даже, что он готов при удовбном случае сместить самого Зюганова, который и вывел-то Селезнева «в люди». Во всяком случае, вся деятельность “красного спикера” до его депутатства и во время оного говорит о том, что он не остановится ни перед чем. Ну а политологи сходятся на том, что “красный спикер” Геннадий Николаевич Селезнев становится все более и более респектабельным.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить