403 Forbidden


nginx
Источник Правда.Ру

Несбывшиеся проекты ХХ века ПОЧЕМУ МОСКВА ОСТАЛАСЬ БЕЗ НАДЗЕМКИ? “Глубокий ввод” —великий замысел великой эпохи

История двадцатого века оставила нам немало впечатляющих проектов по преобразованию природы и изменению облика городов. Едва ли не большая их часть пришлась на реконструкцию Москвы в 30-е годы. Среди замыслов того времени есть осуществленные, зримые, такие, как метро, а есть и те, что остались лишь на бумаге. К последним относится и проект “глубокого ввода”, предусматривавший прокладку железнодорожной трассы сквозь центр города и объединение всех стальных магистралей столицы в единую сквозную сеть.

По отношению к Москве он был всесокрушающим и эпохальным, как, впрочем, и все, что делалось в те годы в столице. Представьте: пространство Новой, Старой и Славянской площадей от Солянки до Политехнического музея перекрыто огромной эстакадой, по которой с шумом и грохотом проходят железнодорожные составы. Та же участь ожидала Цветной бульвар, Садово-Самотечную и Трубную площади. Под Рождественкой, Сретенкой и площадью Дзержинского (Лубянской) должны были идти железнодорожные тоннели.

Особое значение придавалось тому, что это делалось впервые: никто ни в Париже, ни в Берлине, ни в Лондоне не додумался еще прорывать железнодорожные тоннели под историческим центром города.

Строительство “глубокого ввода” объяснялось необходимостью дать возможность пригородным пассажирам попадать в центр столицы, минуя внутригородской транспорт.

Однако вряд ли эту цель можно признать основной и все объясняющей. Скорее, задача ставилась другая: в условиях коренной реконструкции Москвы, прокладки новых проспектов, сноса и реконструкции сотен зданий требовались мощные подъездные пути. “Глубокий ввод” обеспечивал маневр железнодорожным транспортом в пределах всего московского узла — полнее и оперативней, чем кольцевая железная дорога и другие подъездные пути, имевшиеся на тот момент в городе. Разработчиком “глубокого ввода” стал проектный институт Моспроекттранс, подготовивший три варианта:
тоннельно-эстакадный и два тоннельных — мелкого и глубокого заложения.

Тоннельно-эстакадная трасса начиналась на Абельмановской (Крестьянской) заставе и до Таганской площади проходила в тоннеле, по эстакаде пересекала Яузу, площадь Ногина (Новую, Старую, Славянскую) и Лубянский сквер, на площади Дзержинского (Лубянской) уходила под землю, шла под Пушечной улицей и Рождественкой, затем вновь поднималась на эстакаду на Трубной площади, по которой через Цветной бульвар и Садово-Самотечную площадь доходила до Балтийского (Рижского) вокзала.

Тоннельные варианты также шли от Абельмановской заставы до Таганской площади, далее — по единственной эстакаде пересекали Яузу и на площади Ногина спускались в тоннель, тянувшийся до Балтийского вокзала — под площадью Дзержинского, улицами Дзержинского (Б. Лубянкой), Сретенкой и Мещанской (пр. Мира).

Во многих местах прокладка “глубокого ввода” планировалась под существующими зданиями или вблизи от их фундаментов. Такие дома должны были быть либо снесены, либо укреплены — в зависимости от их ценности для города (Сухареву башню, к примеру, предлагалось укрепить). Углубление фундаментов намечалось провести на улицах Таганской, Рождественке, Дзержинского, Сретенке и Лубянском проезде.

Тип эстакад определялся условиями городского движения и архитектурным окружением. Садово-Самотечную площадь пересекал один арочный мост пролетом 45 м, Трубную площадь — двухарочная эстакада с пролетами 42 м. Самым впечатляющим — пролетом в 70 м — должен был стать мост над площадью Ногина. Все конструкции возводились из железобетона на железобетонных же сваях.

Главное и подавляющее преимущество тоннельно-эстакадного варианта заключалось в его дешевизне и значительно меньшем объеме работ.

Однако “тоннельщики” не сдавались и обвиняли “эстакадников” в “трамвайном подходе” к решению важнейшего задания партии — нельзя, считали они, все мерить деньгами и досужими разглагольствованиями о том, что дорого или дешево. Приводились следующие контраргументы: прохождение поездов в центре города вызовет стеснение уличного движения, нарушит архитектурный облик столицы СССР и вызовет пыль и шум (прямой от прохождения составов и резонансный — от домов и инженерных сооружений).

Нельзя сбрасывать со счетов и тот немаловажный факт, что проектировщики провели железнодорожные пути в непосредственной близости от комплекса зданий ЦК и МГК ВКП(б) на Старой площади — а это, согласитесь, не самое приятное соседство для штаба партии.

Ну и самым серьезным аргументом “против” оставались стоимость строительства и объем земляных, дорожных, строительных и строительно-монтажных работ.

Пробороздить перенасыщенный центр столичного города железнодорожными тоннелями на деле оказалось сложней, чем на бумаге, — даже для того времени. В итоге “глубокий ввод” остался лишь в архивах — как несбывшийся (к счастью, наверное) памятник ушедшей эпохи.

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Американцы в ярости: российские спортсмены крушат их олимпийские надежды
Американцы в ярости: российские спортсмены крушат их олимпийские надежды
СМИ рассказали о странном поступке Тиллерсона на переговорах с Эрдоганом
СМИ: российский пенсионер в Германии ранил в драке троих мигрантов
В Сирии погибло 14 человек - руководитель ЧВК "Вагнер" Трошев Андрей
СМИ: российский пенсионер в Германии ранил в драке троих мигрантов
СМИ: российский пенсионер в Германии ранил в драке троих мигрантов
Претендентку на золото ОИ Загитову WADA срочно вывелa с тренировки
СМИ: российский пенсионер в Германии ранил в драке троих мигрантов
Расследование: Порошенко тайно договаривается с Путиным о сдаче Украины?
Армагеддоны былых веков
Генсек НАТО увидел ядерные взрывы над Россией
Расследование: Порошенко тайно договаривается с Путиным о сдаче Украины?
СМИ: российский пенсионер в Германии ранил в драке троих мигрантов
"Как уток в тире": опубликовано видео удара США по "русским наемникам"
СМИ: российский пенсионер в Германии ранил в драке троих мигрантов
СМИ: российский пенсионер в Германии ранил в драке троих мигрантов
СМИ: российский пенсионер в Германии ранил в драке троих мигрантов
СМИ: российский пенсионер в Германии ранил в драке троих мигрантов
СМИ: российский пенсионер в Германии ранил в драке троих мигрантов
В Сирии погибло 14 человек - руководитель ЧВК "Вагнер" Трошев Андрей