В прошлом году по ходатайству “Правды” Звездой Героя Российской Федерации указом президента России был награжден Иван Рубцов. Сегодня “ПРАВДА” — Интернет” представляет к правительственным наградам еще целый ряд

В прошлом году по ходатайству “Правды” Звездой Героя Российской Федерации указом президента России был награжден Иван Рубцов. Сегодня “ПРАВДА” — Интернет” представляет к правительственным наградам еще целый ряд авиаторов-фронтовиков.

ГЕРОИ НЕ ДОЛЖНЫ ОСТАТЬСЯ БЕЗ НАГРАДЫ

Звонок из Российского комитета ветеранов войны. Позвонил мой давний сослуживец, ответственный сотрудник комитета генерал-майор Василий Сошнев (увы, незадолго до своей кончины. Неделю назад его похоронили). “Слушайте, Василий Филиппович, в прошлом году с твоей легкой руки, вернее, легкого пера фронтовой летчик Иван Рубцов был удостоен Золотой звезды героя России. А если мы тебе еще один исторический факт подбросим?”
И вот этот факт, читатель.
22 июня 1941 года в 6часов 05 минут на аэродром Теребовля, что в Тернопольской области, фашистские Ю-88 обрушили бомбовый удар. На аэродроме базировался тогда 86 скоростной бомбардировочный авиационный полк 16 смешанной авиационной дивизии.
В то первое утро войны дежурным на аэродроме был заместитель командира эскадрильи лейтенант Терентий Малиенко. Он первым заметил приближение звена “юнкерсов” и объявил боевую тревогу. Воздушные стрелки – радисты бросились в кабины бомбардировщиков к пулеметам и открыли огонь по фашистам.
Сам же лейтенант Малиенко во главе дежурного звена скоростных бомбардировщиков успел взлететь навстречу фашистским стервятникам. В экипаже Терентия Сергеевича Малиенко находились штурман Сергей Игнатьевич Котик, стрелок-радист Никифор Демьянович Петров. Малиенко, 1910 года рождения, уроженец селения Вольные Хутора, Днепропетровской области, работал трактористом в колхозе, окончил рабфак сельхозинститута, а потом 11 школу военных летчиков. Был одним из подготовленных летчиков в полку. Начал он осваивать новый пикирующий бомбардировщик Пе-2. Биографическими сведениями об остальных членах экипажа, к сожалению, пока не располагаем.
Малиенко, набрав высоту, устремился в атаку на “юнкерсов”. Противник, беспорядочно сбросив бомбы, начал маневрировать, открыл огонь по краснозвездным бомбардировщикам. Одна из очередей прошила самолет Малиенко, он загорелся. Но из боя летчик не вышел.
Свидетели того необычного воздушного боя видели, как СБ, ведомый Малиенко, бросился за головным “юнкерсом”. На командном пункте услышали голос лейтенанта:–– “Нет, не уйти фашистским гадам”.
И в ту же минуту скоростной бомбардировщик Малиенко настиг “юнкерса” и протаранил его. Оба самолета – свой и чужой – рухнули на поле вблизи аэродрома. Наш экипаж погиб. Фашисты успели выбраться из развалившегося самолета с парашютами. Двух фашистских летчиков взяли в плен, третий застрелился.
Так лейтенант Терентий Малиенко и его экипаж ценой своей собственной жизни пресекли разбой фашистского стервятника. Останки героев в тот же день были похоронены на кладбище города Теребовли.
Об этом факте я узнал из письма сослуживца лейтенанта Малиенко – жителя поселка Любопытно, Новгородской области Павла Семеновича Ефимова. Сразу после войны он и его однополчане стали стучаться во все двери, чтобы добиться заслуженной награды для своих героев – авиаторов.
Сначала очевидцы подвига писали коллективные письма. Теперь Павел Семенович остался один. Но по-прежнему не оставляет надежд на справедливую оценку подвига героев – сослуживцев.
В 86 авиаполку – летный, инженерно-технический состав свято чтили память о своих первых героях, Маршал авиации Н.Скрипко в своей книге “По целям ближним и дальним” рассказал о подвиге экипажа Терентия Малиенко. Он знал летчиков этого полка с довоенной поры. В войну полк был удостоен гвардейского звания, получил почетное наименование “Таганрогский”, награжден орденами Красного Знамени, Александра Невского. И дивизия стала гвардейской Таганрогской Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова.
Но так уж случилось, что после памятного воздушного боя 22 июня 1941 года полк был рассредоточен по эскадрильям на двух аэродромах. И в тот же день приступил к боевой работе.
Может, потому и не было своевременно оформлены полагающиеся реляции на отличившихся в бою летчиков. А первые воздушные тараны отмечались самой высокой наградой страны – орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Первыми героями были названы летчики – защитники ленинградского неба П.Харитонов, С.Здоровцев и М.Жуков, таранившие фашистов ранним утром 22 июня. Этих героев представил к высшей награде член военного совета фронта Андрей Александрович Жданов во время телефонного доклада товарищу Сталину.
Потом стали известны имена и других мастеров воздушного тарана, совершивших подвиги в первый день войны. Их девятнадцать. Если учесть, что согласно оперативным сводкам фашисты потеряли 22 июня 200 своих самолетов, то получается, что каждый десятый из них был сбит таранным ударом.
А всего за войну наши герои – авиаторы совершили 604 воздушных тарана. Вот уж поистине авиация героев, армия героев, страна героев.
Все меньше и меньше белых пятен в истории Великой Отечественной войне. Вот и эта страница подвига “бомберов” открыта. Еще живы свидетели их отваги и мастерства, самопожертвования во имя Родины. Алексей Петрович Маресьев, легендарный советский летчик – истребитель дает самую высокую оценку действиям экипажа СБ. Не пора ли воздать должное героям, увенчать мужество и героизм летчиков-бомбардировщиков экипажа Терентия Малиенко высшими отличиями России.
Я обращаюсь в наградной отдел при президенте РФ, лично к его руководителю Нине Сивовой, к самому президенту Российской Федерации. Прошу Вас, Борис Николаевич, считать эту публикацию представлением отважных авиаторов к званию Героя России.
Российский комитет ветеранов войны, однополчане фронтовиков гвардейских Таганрогских авиаполка и авиадивизии, командование Дальней авиации убежден, вместе со мной поставят под этими строками и свои подписи.

Полковник Василий ИЗГАРШЕВ,
заслуженный работник культуры РФ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить