Сначала избили, потом посадили

Ныне в мае исполнится год, как в России утверждена должность Уполномоченного по правам человека. Им был назначен Олег Орестович Миронов. Чем занимается этот новый государственный чин и его аппарат? Рассматривают правовые жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Таких жалоб ежемесячно поступает к УПЧ более полутора тысяч. Вот одна из них — на приговор Наро-Фоминского городского суда (Подмосковье).
Наро-Фоминский городской суд 31 января 1992 года приговорил Ю.А. Калинина к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Юрию Андреевичу 71 год, он имеет награды “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.”, медали “Ветеран труда”, “В честь 850-летия Москвы”. Что же такого натворил столь славный старый человек, что его решили “сунуть” на полтора года в исправительную колонию строгого режима. Оказывается, как явствует из постановления суда, он совсем даже не славный человек, а — хулиган. Ветерану-пенсионеру инкриминировались хулиганские действия в отношении его жены, сына и невестки. Он якобы “беспричинно” нанес им побои.
Ю.А. Калинин был не только лишен свободы, но и жилой площади, прописки и имущества. Одним бомжем в стране стало больше. И как ни рассматривай эту печальную историю, наказание он понес поистине “беспричинно”. Не отец сына, а сын избивал отца. 30-летний великовозрастный отпрыск бил отца по голове сначала ножкой от табурета, а затем топориком для разделки мяса, а “молодая” — невестка — приговаривала: “Бей еще!..” Или кричала что-то другое, но дело не в этом.
Дело в том, что ветеран имел трехкомнатную квартиру и именно на нее польстились невестка и свекровь — жена ветерана. А сын-муж был исполнителем их черных побуждений. Согласно требованиям УПЧ РФ, суд, прокурор, следователь и лицо, проводящее дознание, обязаны принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Этого, по сути, не было сделано, и безвинный старик был наказан “без суда и следствия”, хотя и то, и другое вроде бы имело место.
Посчитав свое осуждение необоснованным, пожилой человек, естественно, не согласился с решением суда и стал жаловаться в разные инстанции, в том числе Президенту России Б.Н. Ельцину и даже послу США в Российской Федерации. Бумаги, как водится, спустили вниз тем, на кого жаловались, и судья С.Ю. Деменьшин, чтобы проучить “строптивца”, добился привлечения его к уголовной ответственности за “клевету” по ст. 289 ч. 3 УК РФ. Добился этого в нарушение ст. 33 Конституции РФ, согласно которой граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять жалобы в государственные органы. Осужденные, их защитники, потерпевшие и другие участники имеют право обжаловать приговоры суда и в соответствии со статьями 325-331 УПК РФ. Тем не менее, Ю.А. Калинина вновь арестовали и посадили в камеру.
Ознакомившись со всеми обстоятельствами очередного уголовного дела в отношении Ю.А. Калинина, Уполномоченный по правам человека О.О. Миронов пришел к выводу, что в действиях пенсионера объективная сторона состава преступления отсутствует и что при имеющихся обстоятельствах уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению. Несмотря на это, дело после восьми месяцев расследования до сих пор находится в производстве Наро-Фоминской горпрокуратуры.
С учетом конституционных требований, требований федерального конституционного закона “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, О.О. Миронов направил исполняющему обязанности Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайке заключение по жалобе Ю.А. Калинина, в котором ходатайствует об истребовании уголовного дела для разрешения вопроса о принесении протеста на вступивший в законную силу приговор Наро-Фоминского городского суда, которым Ю.А. Калинин был осужден к 1 году 6 месяцам лишения свободы...
У этой истории есть две оборотные стороны, которые одна другой стоят. С одной стороны, насколько же могут оскотиниться люди, чтобы избить и оклеветать родного человека! И за что? За жилые метры в его квартире и старые подушки. А с другой, — не дай Бог попасть в лапы непрофессиональных, мстительных наро-фоминских служителей Фемиды. Впрочем, таких работников прокуратуры, суда и следствия без труда можно обнаружить и в других достославных российских городах. Об этом говорят жалобы потерпевших (повторюсь, полторы тысячи в месяц, пятьдесят в день), которые поступают Уполномоченному по правам человека в РФ. Не все они, конечно, справедливы. Но все же — жуть берет.

Ян ИВАНОВ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить