Театральная провинция ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК КУРГАНСКОГО “ГУЛЛИВЕРА”

В городе Кургане, расположенном далеко-далеко от центра России, маленький кукольный театр “Гулливер” отпраздновал недавно свой золотой юбилей.

Пятьдесят лет малыши города, трепеща от ожидания чуда, входят в небольшой, на восемьдесят мест, зрительный зал кукольного театра. И чудо начинается: театр незаметно, как бы играя в привычные для детей игрушки, формирует у них первоначальные, но такие важные понятия о Родине, достоинстве, чести и доброте.

Живут актеры трудно, зарплаты у кукольников просто нищенские, но гулливеровцы нашли единственный сейчас достойный выход. Они сосредоточили все свои интересы на родном театре. Главный режиссер труппы Н. Плеханова ставит сама, приглашает режиссеров из других городов на постановки спектаклей. Набрали и заботливо растят студию из местных ребят, создали отличный джаз-банд, выезжают в школы, в дошкольные учреждения, даже восстановили для этих показов знаменитый старорусский “Вертеп”. И ребятишки, завороженные прекрасным миром сцены, в который их так бережно и умно ввели, уже по-особому, доверительно и благодарно отзываются на щедрый, яркий способ отношения к ЖИЗНИ.

Не последнюю роль в этом играет многообразно и точно подобранный репертуар: русские сказки, наши современные авторы, сказки народов мира. Верно выбранная творческая позиция определила многое в том, как этот репертуар реализуется на сцене. В “Гулливере”, думается не случайно, работают на редкость одаренные, идейно и художественно сплоченные люди.

Личность главного художника для кукольного театра фигура особо значимая. Ведь именно от нее в полной мере зависят качество и облик кукол, с которыми работает артист. Недостаточно талантлив, не слишком многообразен художник, значит, как бы виртуозно не работал актер за ширмой, спектакль будет неинтересен. И наоборот. Поскольку Заслуженный деятель искусств Т.Терещенко оказалась как раз чрезвычайно изобретательной, щедро одаренной природой художницей и к тому же отлично знающей все материальные, вещественные тайны своего ремесла, спектакли гулливеровцев, как правило, отличаются высоким художественным качеством. Это она населила мир финской сказки “Шляпа волшебника” невероятным количеством забавных, нахальненьких, добрых гномов-троллей, и поэтому спектакль стал смотреться с нарастающим, неослабным интересом к их похождениям. А какой трогательной, щемяще-горестной оказалась кукла деда из пушкинского “Рыбака и рыбки”!

В труппе “Гулливера” работают к тому же великолепные актеры. А. Семенова не только прекрасно играет бесчисленное количество Иванушек, Аленушек, Буратино-Пиноккио, но с подлинным нервом большой драматической актрисы исполняет роль Эдит Пиаф уже не кукольном, а во взрослом спектакле. На эту постановку театра буквально “ломится” отнюдь не детская, а вечерняя публика, и люди уходят с него под сильным впечатлением от трагических событий, определивших судьбу великой французской певицы. Очень интересно работает в коллективе актриса С. Атаманова, которая, обладая прекрасным голосом, в спектаклях поет в разных стилях современной эстрады (рок, поп, народное, церковное, цыганское пение, джаз).

И хотя театр этот, как и большинство творческих людей, живет очень трудно, настоящие художники, составляющие его основу, не сдаются. Они верят в силу искусства, нравственные начала разумного гуманистического воспитания и справедливо считают, что их усилия преодолеют вульгарность и бездуховность торгашеского духа, который цинично насаждается в наши дни.

Ирина МИХАЙЛОВА.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить