NI: пять больших операций спецназа США, закончившихся полным провалом

После Второй мировой войны американские военные власти создали специальные группы солдат, готовя их к выполнению самых сложных миссий. Так появился спецназ США, которым очень гордятся. Но мало кто говорит об их вопиющих провалах.

По сути, созданные группы — это специальные соединения, которые используют человеческий потенциал в нестандартных тактических ситуациях, пишет в National Interest Роберт Фарли. И успехи этих тренированных ребят хорошо известны. К примеру, ликвидация Бен Ладена в Пакистане. При этом почти неизвестны спецоперации, которые закончились трагически для солдат.

Роберт Фарли в своем материале перечисляет пять провальных американских спецопераций.

Первая из них — Рейд на атолл Макин еще во время войны, в 1942 году, когда Второй рейдерский батальон из 222 морпехов США начал свою первую спецоперацию, высадившись в Тихом океане. Специально обученные военные должны были разрушить японские постройки, чтобы Токио почувствовало свою уязвимость.

Хотя нападение и было неожиданным, японцы быстро пришли в себя и оказали самое серьезное сопротивление. Попытавшись отступить, американцы поняли, что попали в ловушку из-за поднявшихся высоких волн. Добраться до ожидающих морпехов подлодок было невозможно.

Лишь на следующий день субмарина смогла забрать выживших в этой операции, в которой погибло 30 морских пехотинцев.

Следующий провал — в Северной Корее в 1950 году. Здесь спецназ должен был захватить Высоту 205 у реки Чхончхонган. Однако они не знали, что в Северную Корею введен большой китайский контингент, который готовился к масштабному контрнаступлению. В итоге оказалось, что высота эта отлично защищена. Операция была безуспешной, а для погибших — еще и трагической: из 87 американских спецназовцев выжил только 21.

Операция "Орлиный коготь" или Побег из Тегерана - это еще одна печальная страница в истории американского спецназа. В 1979 году в американском посольстве в Тегеране были захвачены десятки дипломатов. Президент США Картер принял решение провести спецоперацию по освобождению заложников.

Операция планировалась действительно очень сложная: у посольства США должны были сесть вертолеты со спецназом, который уничтожит охрану заложников. Самих заложников должны были посадить в самолет и они быстро покинут страны.

Из-за неисправностей спецназу не хватило вертолетов для освобождения заложников: один из них рухнул в воду, второй заблудился, остальные приземлились не там, где надо. В результате операция была раскрыта. Высадившиеся американцы блокировали автобус с пассажирами и взорвали проезжавший мимо иранский бензовоз, при этом один человек погиб.

Уже после получения приказа отменить операцию один из американских вертолетов врезался в самолет-заправщик, в начавшемся пожаре погибло восемь членов экипажа. Провал операции по освобождению американских дипломатов сыграл свою роль в поражении Картера на выборах 1980 года.

Еще одна провальная операция — операция "Вспышка ярости" в Гренаде, где американцы в 1983 году планировали свержение правительства. Задача для спецназа оказалась вообще непосильная: всего три дня длился конфликт, зато американские военные столкнулись с массой проблем.

Прежде всего — погодные условия, из-за которых сразу утонули четверо "морских котиков". Нападению на тюрьму Ричмонд-Хилл с воздуха помешал неожиданный обстрел зенитной артиллерией. Попытка захватить пустые бараки привела к крушению трех вертолетов и гибели еще троих военнослужащих.

Поражением закончилась и операция в Могадишо. В гражданскую войну в Сомали США вступили под эгидой гуманитарной миссии. Какие интересны затянули сюда американцев, не мог понять и президент Джимми Картер, однако осенью 1993 года спецназ США начал в Могадишо спецоперацию, чтобы арестовать двух членов "правительства Сомалийского национального альянса.

Бои, в которые ввязались спецназовцы, продолжались почти сутки, погибли 19 американских военных, а еще более тысячи сомалийцев — как военных, таки и мирных граждан.

Большинство из операций, которые проводят американские спецназовцы, показывают слишком большой и часто неоправданный оптимизм в вопросе собственных возможностей. При этом часто военное руководство не понимают политических рисков планируемых операций и редко несут ответственность за провалы, пишет в заключение Роберт Фарли.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *