Русское кино в Каннах

Один из самых престижных мировых кинофестивалей — Каннский — по традиции открывается фильмом-блокбастером, то есть, не участвующим в конкурсе, дорогим, масштабным и высокохудожественным проектом. Нынешний, 52-й кинопраздник, открыла картина Никиты Михалкова “Сибирский цирюльник”.

Надо сказать, что российский фильм предлагали включить в конкурсную программу фестиваля, но Михалков после 1994 года зарекся участвовать в этом киномарафоне и четко держит данное им слово. (Это произошло после невручения ленте “Утомленные солнцем” главного приза Каннского МКФ).

Нашего режиссера обошел тогда молодой голливудец Квентин Тарантино со своим “Криминальным чтивом”. И что же? Вряд ли кто-то мог себе представить огромный резонанс от заокеанского фильма: сколько мы увидели за пять лет многонациональных “криминальных чтив” с цитатами из американского родителя? Думаю, сотни. Значит, жюри угадало направление жанрового кино. Но не кино в целом.

Сколько увидел зритель в минувшем году фильмов о войне? Только на “Оскар” претендовали три картины! Свою заслуженную награду получил итальянец Р.Бениньи (“Жизнь прекрасна”). Его картина о человеческом жизнелюбии и оптимизме в фашистском концлагере заработала трех “Оскаров” и призы на различных европейских кинопраздниках (в том числе и на прошлом Каннском). Красная, военная линия в кино продолжается, чему в немалой степени способствует непрекращающиеся локальные войны, безобразные и бесчеловечные бомбардировки Югославии. А значит, прав был Михалков, когда несколько лет назад своей картиной начал разговор о тоталитаризме нашего века, взрывающем мирный ход истории человечества. Его взгляд на будущее оказался более дальновидным и долгосрочным, чем прогноз и оценка каннского жюри.

Открывшийся 12 мая фестиваль на французском Лазурном берегу, тем не менее, всегда считался фестивалем режиссеров. Здесь любят оригинальные, элитарные, авторские киноработы А. Тарковского, Т. Ангеолопулоса, Э. Кустурицы, А. Сокурова, И. Бергмана (единственный из живущих, кто никогда не приезжал сюда получать свой приз). В конкурсе нынешнего фестиваля представлены работы не менее знаменитых мировых кинорежиссеров — П. Альмадовара, П.Гринуэйя, Д.Линча, Т.Роббинса, Т.Киташа, А. Сокурова.

Подводя итоги столетия — и кинематографического тоже — Россия на 52-й Каннский кинофестиваль представила два фильма, и оба — о Гитлере, и оба наших фильма “разговаривают” по-немецки. Живой классик элитарного кино Александр Сокуров снял картину “Молох” об одном дне жизни фюрера и его любимой, Еве Браун. Историческое полотно дополняет представленная в специальном конкурсе “Особый взгляд” работа дебютанта, студента ВГИКа Юрия Кузина, “Левша” (получившего премию “Святая Анна”). Картина рассказывает о ребенке, Адольфе-мальчике, который превратился в зловещий символ уходящего века. (В прошлом году в этом конкурсе наше страну успешно представлял также студент ВГИКа и победитель премии “Святая Анна” А.Котт с фильмом “Фотограф”. Он вошел в почетную тройку победителей Канн и получил грант для работы над новым проектом).

Случайно ли, что страна, не на жизнь, а на смерть, воевавшая с фашизмом, более других познавшая силу тоталитарного режима, боль утрат, ищет истоки возникновения и прорастания фашизма, пытается понять, что его поддерживает и чем все заканчивается? Понять — значит найти противоядие от этой страшной чумы двадцатого века.

Ну, а каким будет мировое кино будущего, каким идолам станут поклоняться наши потомки, какими иностранными языками должны владеть наши дети и внуки, и куда пойдет наш будущий кинематограф покажут кинофестивали и время. А то, что кино в ХХI веке обязательно будет, я лично не сомневаюсь. И вам желаю того же.

Ирина МАЙОРОВА.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить