Эксперт объяснила, в чем отличие России от других стран G8

Эксперт: Россия претендует на роль глобального лидера

Профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО-Университета МИД РФ Евгения Обичкина рассказала "Правде.Ру" чем выгодно для России председательство в "Большой восьмерке".

Это уже второе председательство России в G8, первое было в 2006 году, что изменилось?

— Со времени последнего представительства Российской Федерации в мире произошли серьезные изменения. В 2006 году Россия была в достаточно тяжелом международном положении. С одной стороны, она выплатила внешние долги, и у нее появился, благодаря этому, резерв для проведения активной внешней независимой политики. С другой стороны, РФ в глазах Запада продолжала оставаться государством, которое не вышло из глубокого трансформационного кризиса, связанно с переходом от советского к постсоветскому обществу, страной не очень предсказуемой, но главное, страной, которая должна была быть ведомой.

Роль ведомой в мировом порядке, который формировался на основе тенденции к однополярности, по сути дела, к гегемонии солидарного Запада, тенденции, которая сложилась во второй половине 90-х годов, Россию не устраивала. И после первого председательства разочарование в попытке наладить равноправный диалог с развитыми индустриальными странами, то есть странами G8, и роль все-таки фигуры второго плана — государства, которое не допущено к формированию международной повестки дня мировыми грантами, роль, которая Россию не устраивала, она сохранялась.

Разочарование этой ролью и поведением Запада в отношении России прозвучало в знаменитой мюнхенской речи Путина 2007 года. С тех пор у РФ появились новые рычаги влияния. Произошел мировой экономический кризис, который серьезно обнажил хрупкость и недостатки западной экономической модели, долгое время позиционировавшей себя как единую универсальную глобальную модель. Центр мировой гравитации, экономического взаимодействия и даже в чем-то мировой политики постепенно сместился из Евроатлантики в Азиатско-тихоокеанский регион.

C тех пор появился еще один клубный механизм — "Большая двадцатка". Еще раньше Россия была инициатором создания тоже своего рода клуба: БРИК, теперь БРИКС. В G20 у этих стран уже довольно весомая роль, в то время как в G8 Россия является иногда все-таки членом конфигурации: "7+1". Не забудем, что Россия не в качестве первоначального полноправного члена экономической величины стала именно частью G8, а не свидетелем того, что делает G7. Это произошло только по поводу политической повестки дня. Когда обсуждались политические вопросы, долгое время Россия была приглашена, но при обсуждении экономических проблем Россия оставалась "за дверями" переговоров.

Функции поиска рычагов экономического глобального управления перешли к "Большой двадцатке", где только что закончилось председательство России. "Большая восьмерка" — клубный формат, казалось бы, мало что решающий, но он формирует не только экономическую, но и во многом политическую повестку дня в современной международной системе, которую системой назвать трудно, потому что она еще не сложилась.

С 2006 года произошли очень серьезные сдвиги: сегодня Россия претендует на роль глобального лидера, одного из центров силы системы, которую она хочет видеть как систему кооперативную. Можно говорить о том, насколько она будет многополюсной или просто будет какой-то такой концерн держав. Цель России сегодня — непросто отстаивание собственных позиций и немного оборонительное состояние, как это было в 2006 году. Сегодня это цель — выстраивание нового порядка для восстановления управляемости мира. Россия хочет участвовать в формировании международной повестки дня, чем и занимается G8. И здесь у России есть определенные трудности.

Какие?

— В первую очередь, в экономическом плане РФ трудно говорить на равных с главными с участниками G8. Все еще не преодолены трудности переходного периода. У России по преимуществу сырьевая экономика, значит, есть технологическая зависимость и зависимость от рынков сбыта сырьевой продукции. Все еще продолжаются в каких-то прежних передовых отраслях деиндустриализация. Все эти экономические трудности и диспропорция не в пользу России и мешают в значительной степени усилить вес страны внутри G8.

Но политический вес Россия на международной арене восстановила. Это и отличает ее от других стран G8 и, возможно, немного затрудняет ее деятельность внутри G8, которая является по-прежнему инструментомпроведения интересов международных стран Cевера, то есть развитых индустриальных стран. А Россия к таковым себя причислить не может, это развивающаяся экономика.

Большие очки в G20 ей дает опора на БРИКС, на такие страны, как Аргентина, которая тоже поддерживает альтер-глобалисткую повестку дня. То есть повестка дня стран, которые не согласны с глобализацией по-американски вокруг ценностей, которые считаются универсальными солидарным Западом. Вот здесь у России одновременно и собственное видение будущего мира, отличное от остальных семи членов — это второй ограничитель.

В тоже время есть и очень серьезные условия, опасные в одинаковой степени для всего мирового организма, для всех стран G8. Это то, что может в тоже время способствовать все-таки участию России в формировании международной повестки дня и тому, что она скажет свое слово, и за ней могут последовать страны G8 в нескольких очень важных досье.

Дело в том, что настоящее время — это время относительного могущества, это слова бывшего президента Франции Николя Саркози. Это эра, когда нельзя сказать, что есть несколько "мировых жандармов" — несколько великих держав. А это вызывает необходимость демократизации системы международных отношений. Сейчас эта демократизация в интересах России, особенно в том, что касается противодействия всесилию институтов, сформировавшихся без ее участия и правил игры, которые, формирует солидарный Запад.

Россия стремится к равноправному партнерству с главными мировыми игроками. Кроме того она содействует тому, чтобы голос даже слабых и малых стран был услышан. Например, Сирия, или иранское досье, или подходы к проблеме Северной Кореи. Россия стремится к компромиссу, ее дипломатия в последнее время исходит из интересов поддержания мировой системы, в которой государственный суверенитет по-прежнему был бы легитимным и обладал бы иммунитетом на международной арене. РФ позиционируется как защитница, в том числе, слабых и малых. Это альтернативный проект мировой системы, продвижению его она может способствовать. Предпосылками того, что этот проект заслуживает внимания и может быть хорошей альтернативой диктату западной цивилизации было очень хорошее поведение России и успехи РФ в сирийском досье в конце лета — начале этой осени и вот вплоть до сегодняшнего дня.

Какие бонусы можно извлечь России?

Определенные позитивные перспективы здесь есть. Представительство в G8 — это возможность продвинуться на пути выработки более демократического миропорядка. Но дело это очень сложное, и поэтому такие механизмы, как G8 важны.

Прежние мировые системы возникали из европейских войн, последние две — из двух Мировых войн. Но там были четкие победители и побежденные. Здесь — недолговечность системы, которая тяготела к однополярности и выстраивалась вокруг Запада, который победил в "холодной войне", говорят о том, что победители и побежденные — это уже не та парадигма, в которой может строиться новая система.

Кроме того, роль внегосударственных угроз, роль малых государств и разрастание конфликтогенности на периферии евроатлантической и тихоокеанской — двух основных осей развития, — все это доказательство того, что новые инструменты мирового управления не могут стать легитимными, если рождение их не будет сопряжено с уважением интересов самых разных игроков.

Не только сильных и крупных, но и малых и, кроме того, не только баловней глобализации, но и аутсайдеров. Потому что иногда именно в этих странах происходит конфликты, которые потом угрожают региональной стабильности, а иногда и более широком плане — глобальной стабильности. Вот это очень важно.

Ограничителем еще является непреодоленное наследие "холодной войны" в отношении с ключевыми партнерами по диалогу в рамках клуба G8, это США и Евросоюз. В последнее время отношения с Японией становятся все лучше, это в какой-то степени тоже позитивный знак.

Читайте также:

Россия покажет G8 кузькину мать

Эксперт о G8: США должны перестать жить двойными стандартами

"Мировая повестка весь год будет зависеть от Москвы"

Все материалы по теме читайте здесь.

 

 

 

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *