Айдын МЕХТИЕВ: Россия и ОПЕК против США

Мировой рынок нефти затаился в ожидании. Кто победит в схватке за цены на черное золото: ОПЕК или США с ее сланцевой нефтью? В четверг, 25 мая, в Вене состоится заседание стран-членов ОПЕК, которое может оказаться судьбоносным для мирового рынка нефти. Как ожидается, участники картеля и другие нефтепроизводители примут решение о пролонгации еще на девять месяцев предыдущего решения нефтяной организации — о сокращении добычи черного золота.

Россия и Саудовская Аравия уже заявили, что готовы подписать такое обязательство. Об этом говорится в совместном заявлении министра энергетики РФ Александра Новака и министра энергетики Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха. "Министры пришли к пониманию того, что для достижения основной цели усилий по стабилизации рынка необходимо продление совместных добровольных действий ведущих производителей нефти на девять месяцев, до 31 марта 2018 года", — говорится в заявлении. Большинство стран ОПЕК также, похоже, готовы присоединиться к этому решению.

Однако реальность заключается в том, что ОПЕК утратил монополию на мировом рынке, которая ей бы позволяла диктовать свои условия игры. Вот уже несколько лет ожесточенную схватку с нефтяным картелем ведут производители сланцевой нефти в США. Они уже показали свою силу за минувшие полгода, не позволив цене на нефть подняться выше планки в 58 долларов за баррель.

Напомню, что в ноябре 2016 года члены ОПЕК и еще 11 нефтедобывающих стран, в том числе Россия, приняли решение сократить в течение полугода производство нефти. Действительно, решение ОПЕК о снижении добычи примерно на 1,8 миллионов баррелей нефти в сутки сначала увеличило цены на нефть до уровня в 58 долларов за баррель. Однако вскоре этот оптимистический сценарий был нарушен бурным ростом сланцевой нефти в США: цена на нефть упала до уровня 50 долларов за баррель, и вот уже полгода варьируются на уровне 50-55 долларов за баррель. Кстати в минувшие 12 дней в ожидании решения саммита ОПЕК в Вене цена на нефть марки Brent увеличилась почти на четыре пункта: с 50,82 до уровня 54,36 доллара за баррель.

Впрочем эксперты предупреждают: нынешний незначительный рост цен на нефть носит временный характер. Связан он, во-первых, с ожиданиями саммита ОПЕК 25 мая, и во-вторых, с последними данными американского министерства энергетики о снижении запасов черного золота в США. По сути, цены на нефть в мире зависят от трех ведущих производителей: России, Саудовской Аравии и США. По данным статистики, в феврале 2017 года Саудовская Аравия добывала 9,7 миллионов баррелей нефти в сутки, Россия — 9,6 миллионов, а США — 9,3. И если первые два игрока договорились в снижении добычи, то третий — США — никак не собирается идти на компромисс.

Напротив, президент США Дональд Трамп сразу после своей победы на ноябрьских выборах объявил о масштабных планах по увеличению добычи нефти. В частности, он разрешил бурение на американском континентальном шельфе (атлантическом и шельфе Аляски). Кроме того, Трамп заявил о намерении отказаться от закупок нефти из стран ОПЕК, и в первую очередь — саудовской. Эксперты опасаются, что в случае реализации этого обещания нефть из Саудовской Аравии будет перенаправлена в другие страны, что приведет к переизбытку черного золота на мировом рынке.

Партнер компании Rusenergy Михаил Крутихин обращает внимание на непоследовательную позицию Ирана. "Еще в начале прошлого года Иран заявлял, что поддерживает идею ОПЕК о сокращении добычи, но потом начал требовать для себя преференций", — напоминает эксперт. Между тем от позиции Ирана многое зависит. После снятия международных санкции Тегеран увеличил уровень ежесуточной добычи до четырех миллионов баррелей. И теперь Иран стремится завоевать свою долю на мировом рынке нефти. И хотя министр нефти Ирана Бижан Зангане выступает за пролонгацию сделки ОПЕК, это не означает, что позже Тегеран не откажется от взятых на себя обязательств.

Дело в том, что две страны-члены ОПЕК — Саудовская Аравия и Иран — так и не восстановили дипломатические отношения, которые были прерваны год назад из-за казни шиитского проповедника в Саудовской Аравии. В апреле 2017 года Саудовская Аравия и Иран в очередной раз обменялись резкими заявлениями, пригрозив друг другу войной. Саудовский принц Мухаммед бен Салман, занимающий пост министра обороны и де-факто руководящий нефтяной политикой страны, недвусмысленно предупредил Тегеран: "Мы не будем ждать, пока война придет на территорию Саудовской Аравии. Мы сделаем так, чтобы битва состоялась в Иране".

Аналитики опасаются, что в условиях холодной войны между Тегераном и Эр-Риядом, которая в любой момент может перерасти в полномасштабный конфликт, сотрудничество двух стран в рамках ОПЕК кажется весьма проблематичным. И в этой ситуации роль посредника успешно выполняет Россия, которая в минувшие годы в рамках операции ВКС в Сирии значительно усилила свое влияние на Иран, который является партнером Москвы по межсирийскому урегулированию. Одновременно Москва наладила конструктивные отношения с Эр-Риядом, о чем свидетельствует недавний успех в Саудовскую Аравию спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко.

Между тем в настоящее время в Вашингтоне рассматриваются различные сценарии для ослабления экономики Ирана. И один из верных путей для достижения этой цели — обрушить мировой рынок нефти. В случае резкого снижения цен на черное золото иранская экономика может погрузиться в серьезный кризис, чего и добивается Дональд Трамп. Так что ожидаемый в ближайшее время резкий рост добычи сланцевой нефти может быть спровоцирован администрацией США, которая попытается использовать сланцевую нефть в качестве важнейшего внешнеполитического оружия и рычага давления на Тегеран. Этим же оружием Вашингтон может также ослабить и российскую экономику, которая все еще в значительной степени зависит от мировых цен на нефть.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить