Владимир Путин не является единственной причиной "плохого" поведения РФ, считает полковник в отставке, директор Центра комплексных операций Университета национальной обороны США Джозеф Коллинз. Серьезным источником также служит сложившийся исторический шаблон внешней политики России по отношению к своим соседям и другим великим державам.
В наши дни понятие "соседи" включает в себя расширенный круг вопросов, при решении которых Россия часто сталкивается со США — бывшим врагом во время холодной войны. Российско-американские отношения сейчас переживают период новой холодной войны. Он будет долгим, и, судя по всему, продлится даже после ухода Владимира Путина с политической сцены. Хотя у него есть неплохие шансы на то, чтобы продолжить править еще в течение десяти лет. По мнению американцев, путинская Россия ужасно вела себя как раз в последнее десятилетие. Мало того, что она решила вторгнуться на территорию Грузии в конце правления администрации Буша-младшего, так сегодня еще и оккупирует части этой независимой нации.
Когда президентство Барака Обамы уже подходило к концу, Россия захватила Крым и способствовала развязыванию войны на территории восточной Украины. А сейчас она угрожает американским союзникам по НАТО в Прибалтике и размещает свое оружие в нарушение двусторонних договоров в области контроля над вооружениями. Когда Америка сидела сложа руки в самое сложное для Асада время, Путин направил экспедиционные силы в Сирию, чем изменил соотношение сил в ведущейся там войне, укрепив силовую позицию России в районе Средиземного моря Ближнего Востока.
Что же именно стоит за агрессивными шагами России? На протяжении веков серьезные соседи России на Востоке и Западе пытались завоевать эту огромную евразийскую территорию. Последним соседом, напавшим на Россию, была Германия. В результате той агрессии погибли более 20 миллионов советских граждан. Потери России составили почти треть от общего количества жертв Второй мировой.
Подобные вторжения во многом способствовали формированию авторитарных правительств. Отношение России к своим соседям было кратко сформулировано еще Владимиром Лениным: "Кто кого?". Что означаете скорее, кто и над кем будет господствовать. Цари и комиссары настороженно наблюдали за балансом сил не только в Европе и Азии, но также и за своими менее крупными восточными соседями.
Поглощение, подрывная работа и доминирование всегда будут основным образом действий России, ее, так называемым modus operandi.
Чувство унижения, испытанное Путиным и его приближенными в момент развала СССР, оказалось очень глубоким. Позже оно стало проявляться в многочисленных столкновениях по вопросам разной степени важности с бывшими советскими республиками или ближним зарубежьем.
Русская диаспора во многих бывших советских республиках часто способствует повышению напряженности. То же самое относится к существующему в восприятии России "праву" оказывать влияние на ситуацию в приграничных государствах.
Российские страх и унижение вместе со стремлением к доминированию определяют подход Москвы к российско-американским отношениям.
Расширение НАТО с целью поддержки демократизации восточноевропейских государств только усугубило унижение Путина и породило новые проблемы в отношениях между новыми членами НАТО и Россией.
Борьба США против "Аль-Каиды" и "Исламского государства" (запрещенные в России организации) рассматривалась как еще одно доказательство американской агрессивности и стремления к доминированию. Это стремление оказать помощь попавшим в сложное положение демократиям часто воспринималось как вмешательство худшего толка, как попытка устроить "цветные революции". Именно в этом Путин позже обвинял госсекретаря Хиллари Клинтон.
В период правления склонного к применению мягкой силы Барака Обамы, впервые попытавшегося провести перезагрузку американо-российских отношений, Владимир Путин решил воспользоваться предоставленной возможностью для достижения преимущества в Сирии и на Украине. Путин также укрепил российские вооруженные силы, добившись значительного прогресса в области ядерных вооружений, ракет, новых танков и сил специального назначения.
Удар президента Трампа в Сирии с использованием крылатых ракет, а также прогресс в районе Ракки позволили восстановить часть инициативы в Сирии. Но остается неясным, как долго американская сила сможет сохранить там свое влияние. Твердая пронатовская позиция Дональда Трампа и госсекретаря Рекса Тиллерсона в отношении России служит хорошим предзнаменованием в том, что касается контактов с Путиным и его правительством.
Из-за проблем, частично обусловленных Путиным и Россией, грядущие российско-американские отношения будут представлять собой активное соперничество. Сейчас пока их можно охарактеризовать как ограниченное сотрудничество. Пересекающиеся общие интересы, а также экономическая слабость России говорят о том, что напряженность не будет перерастать в конфликт.
О развязывании преднамеренной войны не может быть и речи, хотя Россия и может позволить себе авантюры.
Учитывая особенности России и Путина, США необходимо иметь общую концепцию для координации отдельных направлений в политике, разрабатываемой командой президента Трампа. Условно говоря, Соединенные Штаты сейчас должны:
проводить твердую политику по отношению к России, но стараться не унижать ее;
заниматься поиском совпадающих интересов в Сирии и в других конфликтных регионах, в том числе на Украине и в Грузии;
устанавливать союзнические отношения в Европе и в северо-восточной Азии;
продолжать укреплять сдерживающую позицию НАТО в Центральной Европе;
возобновить двусторонние переговоры в области контроля над вооружениями. Россия и США снизили напряженность и сэкономили миллиарды с помощью контроля над вооружениями;
поддерживать хорошие отношения с Китаем. Трехсторонняя политика может быть полезной, однако в таком случае существует риск политической манипуляции со стороны других держав.
без особой огласки сообщить Москве о том, что Соединенные Штаты не собираются проводить дальнейшее расширение НАТО за счет включения в альянс тех стран, которые раньше были частью Советского Союза.
В конечном итоге, Россия — это не Канада, и она никогда не будет дружественным США государством.
Россия будет оставаться заложницей своей истории, жертвой собственного авторитарного стиля правления.
Соединенные Штаты смогут добиться успеха, если будут избегать войны и негативных моментов, порожденных российской политикой и тем евразийским пространством, которое она занимает.
Сейчас главное — находить общие или частично совпадающие интересы.
Читайте также:
Апрельские тезисы Дональда Трампа
Что пытается скрыть НАТО в Сирии?
Виктор БАРАНЕЦ: США скинули лицемерную маску и объявили войну
ЭКСПЕРТ: почему США спокойно смотрят, как Россия шагает по Ближнему Востоку?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.