Как Борис Джонсон сыграл роль "мирового клоуна"

Для главы британского внешнеполитического ведомства наступили горемычные времена: дома Бориса Джонсона критикуют, в ЕС он изолирован, даже премьер-министр Тереза Мэй — и та держит дистанцию от него.

Отправляясь в итальянскую Лукку на встречу глав МИД стран G7, Борис Джонсон, наверно, уже мысленно купался в лучах мировой политической славы и предвкушал наступление своего звездного часа.

А как же иначе: его дерзкое предложение об усилении давления на Россию и введения очередных, самых суровых санкций на фоне химической атаки в провинции Идлиб и американского ракетного удара по сирийской авиабазе Шайрат обязательно должно было бы быть поддержано коллегами по Евросоюзу, пишет немецкая газета Die Zeit.

Почти ослепленный будущей победой, Джонсон даже отказывается от запланированного визита в Москву, мотивируя это тем, что "последние события в Сирии в корне изменили ситуацию", а "приоритетными" для него являются контакты с США.

Как жестки были речи Джонсона! Как настойчиво он внушал слушателям, читателям и всему мировому сообществу, что Россия, "оказывая поддержку диктатору Асаду, полностью отравила свою репутацию". И так в унисон это звучало с заявлениями, доносящимися в другой стороны Атлантики, что некоторые британцы вспомнили былое, и теперь уже самого главу МИД называют "американским пуделем".

И ведь действительно, попытка Джонсона подхватить тему антироссийских санкций, озвученную в Вашингтоне, выглядит как желание следовать во всем американской внешней политике. Это же показал визит Терезы Мэй в США: там госпожа премьер-министр почти не могла говорить о чем-либо другом, кроме как о желании Лондона играть в мире первую скрипку, но "по партитурам" Вашингтона.

Как сообщали британские СМИ, все выходные перед встречей в Лукке Джонсон провел за телефонными разговорами с коллегами по "семерке", пытаясь склонить их принять по итогам встречи совместное заявление по России.

Главным, по предложению господина Джонсона, в этом заявлении должен был стать ультиматум Москве по принципу кнута и пряника: если Россия выводит свои войска из Сирии и прекращает любое содействие режиму Башара Асада, то Москва сможет вновь примкнуть к группе ведущих промышленно развитых стран, если нет — России грозят новые санкции.

Однако все радужные мечты Бориса Джонсона достаточно быстро померкли: поддержки среди других представителей европейских стран он не нашел, и даже напротив, оказался в некоторой изоляции. Его коллеги из Франции, Италии и Германии категорически высказались против таких поспешных шагов.

Министр иностранных дел Италии так вообще выступил за диалог с Москвой, подчеркнув, что Россию нельзя "оттеснять в угол". Французский коллега его в этом поддержал, вопрос вообще сняли с рассмотрения, и "Джонсон был посрамлён", отмечает немецкая газета.

Тема санкций против России оказалась для Джонсона провальной "по всем фронтам". Дома по возвращению из Италии главу британского МИД ждала довольно жесткая критика.

Тим Фэррон, глава британских лейбористов, назвал неудачу министра "провалом британской дипломатии", а самого Джонсона — "шутом", который хоть и видит себя кронпринцем, но на самом деле им не является, да и никто в действительности Джонсона не воспринимает всерьёз.

Джок Макдоннелл, британский "теневой" министр финансов, увидел в неудаче инициативы Джонсона "позор" всей Великобритании.

Обрушились с критикой министра и с правого фланга. К примеру, Найджел Фарадж заявил по радио: "Я сторонник Дональда Трампа, я хотел бы, чтобы мы были близкими друзьями и союзниками Америки. Но я не хотел бы, чтобы мы были американским пуделем".

Как отметила журналистка Daily Mail Кэти Хопкинс, Джонсон, видимо, считал, что Сирия даст ему возможность доказать, что он "великий государственный деятель". А вместо это он сыграл на мировой арене позорную "роль клоуна".

К слову, по мнению автора статьи в Die Zeit, отказавшись от визита в Москву, "Джонсон предоставил действовать Рексу Тиллерсону", а уж Москва этот шанс смогла использовать, чтобы "посыпать солью старые британские раны".

Как мы помним, в МИД России назвали отмену визита Джонсона "фундаментальным непониманием дипломатии в принципе", а озвученную причину — абсурдной.

В Москве усомнились в "наличии добавленной стоимости" от разговора с британцами, которые не имеют собственной позиции по большинству мировых проблем и остаются в тени своих партнеров. "Не считаем, что диалог с Лондоном нам нужен больше, чем ему самому", — отметили в МИД.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

 

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить