Власти Украины снова рубят сук, на котором сидят и кормятся, поднимая транзитные ставки на аммиак

Проиграть все: Украина потеряет российский аммиак, подняв ставки на его транзит

Киевские власти вынуждены поспешно искать источники пополнения государственного бюджета после удара, нанесенного ему оборонными расходами, которые предполагается увеличить на $275 млн.

Для этого, помимо других решений возникшей проблемы, предполагается удвоить транзитные ставки на аммиак, который доставляется из России. Мнение же экспертов по этому вопросу категорическое: таким способом Украина, скорее всего, вместо ожидаемых доходов, получить очень серьезные финансовые проблемы.

Выделение дополнительных средств из бюджета на оборону в размере 7,1 млрд гривен ($275 млн соответственно) было в минувший вторник, 18 октября, одобрено президентом Порошенко. При этом под эти цели ранее власти уже зарезервировали 129 млрд гривен, что соответствует 5% ВВП страны. Эта цифра почти на 560 млн долларов превышает показатели прошлого года.

Привыкнув к тому, что пополнить украинскую казну можно благодаря повышению тарифов на перемещаемую через территорию Украины российскую продукцию, Киев решил, не долго думаю, идти проторенной дорожкой, но заработать в этот раз предполагается на аммиаке, который поставляется в порт отгрузки в Одессу по прямому трубопроводу с российских заводов, крупнейшим из которых является "Тольяттиазот" еще с 80-х годов XX века.

Таким образом и появился в проекте нового Налогового кодекса Украины пункт, рассказывающий, как легко можно заработать еще 2,4 млрд гривен: просто повысить ставку транзита аммиака с 2,4 до 4,8 доллара за тонну.

Зачем развивать экономику страны, идти на какие-то расходы, когда есть Россия, за счет которой и можно подлатать свой бюджет. И кому какое дело до того, что рынок имеет свои правила, а цены на аммиак устойчиво падают? Так что, вместо дохода, Киев может потерять даже то немногое, что имеет.

В 2012 году тонна аммиака на мировом рынке стоила от 700 долларов. К октябрю 2016-го его стоимость снизилась до 160 долларов за тонну, и в ближайшие годы цена этого сырья будет лишь падать. Такие тенденции вместе с новым тарифом на транспортировку продукта (примерно 55 долларов за прокачку тонны аммиака), по сути, делают российские производства аммиака неэффективными вплоть до нерентабельности.

Так что, неудивительно, если, в случае повышения тарифа, российские заводы решат и вовсе остановить транзит, чем по сути работать на соседнее государство ценой собственных убытков. Не исключено, именно такую цель и преследуют киевские министры — подорвать важную стратегическую отрасль экономического партнера, заблокировав работу главного транзитера аммиакопровода — ОАО "Тольяттиазот". О том, что от этого пострадают и все включенные в цепочку украинские предприятия, в Киеве, по всей видимости, предпочитают не думать.

По мнению гендиректора Центра политической информации" Алексей Мухина, киевские власти сами рубят сук на котором сидят, при этом преследуя вполне определенную цель: чем хуже — тем и лучше, строго следуя рекомендациям "вашингтонского обкома". Чем иначе объяснить их маниакальное желание оборвать все связи с Россией чтобы, предъявив обрубленные концы Вашингтону, требовать от него компенсацию за понесенный ущерб. "Это похоже на человека, который страхуется, потом сжигает свой дом и приходит требовать страховку", считает аналитик.

Эту версию подтверждают и действия известного своими антироссийскими взглядами губернатора Одесской области Михаила Саакашвили. Экс-президент Грузии активно участвует в приватизации Одесского припортового завода (ОПЗ), в котором заканчивается протянутый из России аммиакопровод.

В общей ситуации вокруг ОПЗ снова демонстрируется "традиционный" подход украинских властей к поискам средств для пополнения госбюджета: вместо того, чтобы искать инвесторов и развивать крупное предприятие, его решили просто продать в частные руки. Но даже это пока не выходит — приватизацию завода несколько раз откладывали и недавно вновь перенесли, теперь до декабря 2016 года.

Кабмин Украины утвердил условия повторного конкурса по приватизации ОПЗ, общий долг которого сейчас составляет около 300 млн долларов. Фонд госимущества Украины предложил стартовую цену аукциона завода на уровне 5 млрд гривен.

Ничего другого для "Тольяттиазота" не остается в этой ситуации, как переключиться на альтернативные маршруты транспортировки продукции, перенаправив свой аммиак вместо Одессы в российский порт "Тамань". Тем более, что по этому проекту работы идут давно, а ввод в строй первой очереди назначен на 2017 год. Таким образом, российские потоки аммиака просто будут перенаправлены в порт "Тамань" в Краснодарском крае.

Добавим, что к такому повороту событий в "Тольяттиазот" готовы давно: аммиакопровод Тольятти — Одесса, по которому перекачивается его продукция, фактически, стал заложником ситуации на Украине. Руководство предприятия неоднократно пытались получить контроль над украинской частью аммиакопровода, но столкнулся с серьезным сопротивлением тогдашних властей Украины. В 2012 году "Укрхимтрансаммиак" перекрыл аммиакопровод на две недели, и "Тольяттиазот" был вынужден остановить производство и подсчитывать убытки. Аналитики связали тогда этот эпизод с санкциями Украины в ответ на ограничение Россией импорта ряда товаров.

Так или иначе Россия от такого решения не проиграет, а вот Украина, желая сыграть на транзите, потеряет даже то, что имела раньше.

Автор Алла Пустова
Алла Пустова — журналист, бывший сотрудник новостной службы Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить