Иранский обогащенный уран пойдет на мирные цели

Иранские центрифуги и уран пустят в дело

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе — соглашение, заключенное главами МИД "шестерки" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) и Ирана при участии верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности 14 июля в Вене, вступило в воскресенье в силу.

Так называемый "день принятия" является в своем роде точкой отсчета. "День исполнения" наступит после того, как МАГАТЭ верифицирует исполнение Ираном своих обязательств. Сколько времени может занять этот процесс? Согласен ли Иран с перечнем этих обязательств? На эти вопросы в интервью Pravda.Ru ответил специалист по атомной энергетике, президент АНО "АТОМИНФО-ЦЕНТР" Александр Уваров.

"Иран, естественно, согласен с перечнем обязательств, потому что, он подписал этот план совместных действий. Однако, относительно временных рамок все не было столь точно определенно. Более того, ряд вопросов технического характера еще требуется до конца согласовать между участниками переговорного процесса. Вероятно, что как минимум еще несколько месяцев будет сохраняться некоторая ситуация неопределенности", сообщил эксперт.

Отвечая на вопрос корреспондента Правды.Ру, может ли Тегеран уже на этом этапе рассчитывать на ослабление санкций, Уваров отметил, что, скорее всего так и будет.

"Однако, основная идея переговоров заключается в том, что должен быть исполнен определенный набор обязательств со стороны Ирана, после чего и будут сняты санкции, которые были введены только в связи с иранской атомной программой. В том числе, будут сняты американские санкции, которые вводились через Совбез ООН".

Говоря о том, окажет ли Россия помощь Ирану по выполнению обязательств (вывоз иранских запасов низкообогащенного урана в Россию в обмен на природный уран, перепрофилирование теперь уже бывшего уранообогатительного объекта в Фордо под производство стабильных изотопов для медицинских и промышленных целей), эксперт сообщил, что этот вопрос находится в компетенции МИД РФ, тех, кто курировал переговоры со стороны России.

Тем не менее, в Иране давно есть идея использовать иранский обогащенный уран на АЭС в Бушере, или в качестве топлива для Тегеранского реактора ТРР, маленького реактора, который стоит в Тегеране.

Россия всегда к этой идее относилась положительно. Объем урана, которым располагает Иран, с промышленной точки зрения, мизерный и не может оказать влияние на рынок", рассказал Александр Уваров. Что касается завода по обогащению урана в Фордо, то его можно переориентировать на другие задачи, на работы с неделящимися материалами. "Считанные страны в мире, Россия и несколько стран Евросоюза владеют технологией конструирования таких центрифуг, какие установлена во Фордо, поэтому мы совершенно однозначно можем помочь Ирану", подчеркнул эксперт.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня.

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить