ИноСМИ: Облик мира определяют Путин, Обама, Си Цзиньпин, саудовский король и аятолла Хаменеи

Облик современного мира определяют пять самых влиятельных лидеров. Они влиятельны, перед ними стоят большие задачи, а общественное мнение требует многого. Кто они?

В первую очередь все они - люди с обычными человеческими слабостями, считают французские эксперты. Галерею психологических портретов пяти сильных мира сего, от которых будет зависеть развитие событий в 2015 году открывает российский президент Владимир Путин.

По мнению профессора Флорана Пармантье, Путин сохранит за собой ключевую роль в украинском кризисе. Именно от него зависит дальнейшее развитие конфликта, его возможное обострение, расширение или разрешение. Несмотря на его прошлое в КГБ, не стоит рассматривать этого человека исключительно в таком ключе - он провел немало времени в Санкт-Петербурге, где смог близко познакомиться с деловыми кругами. Далее, после событий 11 сентября и до начала войны в Ираке в его курсе просматривалось явное стремление к сближению с США. Хотя Путин и склонен к авторитаризму, он проявлял прагматизм, когда требовалось, отмечает автор.

В его личности прослеживается твердая убежденность в том, что распад СССР был крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века. По его словам, «кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца. А у того, кто хочет его восстановления в прежнем виде, у того нет головы». Как ему кажется, Россия должна "взять себя в руки", потому что за границей ей особенно нечего ждать: упаднический и слабый Европейский Союз может исчезнуть подобно СССР, мусульманский мир представляет собой потенциальную угрозу для стабильности России, а экономическая и военная динамика китайских союзников может оставить Москву на вторых ролях.  

"В отличие от европейских политиков у его мировоззрения есть четкие временные рамки: он крепко держит бразды правления еще с 1999 года и останется в Кремле до 2024 года, если захочет. Поэтому он обладает большим опытом на международной арене, который подталкивает его к реализации долгосрочной задачи, то есть укреплению России по близкой ему модели. "Пусть лучше боятся, чем любят", - словно говорит нам этот прямой в своих заявлениях лидер: усиление влияния на Украине и сопротивление внешнему давлению, по всей видимости, будут основой его стратегии на 2015 год"

За президентом США Бараком Обамой числятся объявленное закрытие тюрьмы в Гуантанамо, восстановление отношений с Кубой, конфронтация с Владимром Путиным... На протяжение последних нескольких месяцев Барак Обама занимает непривычные для него позиции, которые некоторые назовут смелыми по сравнению с первыми годами его президентства. При этом  он определенно приспособился к изменившимся политическим условиям. В 2014 году под контролем республиканцев оказалась уже не только Палата представителей, но еще и Сенат. Сам Обама уже не является кандидатом, однако такой исход выборов стал для него чем-то вроде референдума. Даже демократы были вынуждены вести кампанию против непопулярного президента.  

"Чтобы оставить след в истории, ему еще нужно добиться подписания договора по ядерной программе Ирана, соглашений о свободной торговле с Азиатско-Тихоокеанским регионом и, если возможно, Европой, сыграть положительную роль в решении климатических вопросов в декабре этого года в Париже. В то же время он, вероятно, оставит в наследство преемнику непонятную ситуацию с войной против Исламского государства и будущим американского среднего класса", - говорится в статье.

Его конфронтация с Путиным есть следствие того, что Америка куда меньше Европы страдает от политических и экономических последствий (экспорт в Россию, импорт российских энергоносителей) ухудшения отношений с Россией. Такую геополитическую позицию могут позволить себе только США как единственная в мире сверхдержава. За последние три года ситуация в экономике и занятости ощутимо улучшилась, однако средний класс эти положительные изменения затронули в меньшей степени. Этим и объясняется парадоксальная непопулярность Обамы и поражение демократов в 2014 году. Богатые же извлекли немалую выгоду из экономического подъема и взлета биржевых котировок.   

Иранский лидер Али Хаменеи держит в руках практически всю власть в стране. Он может отправить в отставку президента, распустить собрания, уволить главу генерального штаба. Он - глава судебной власти и последняя инстанция в решении всех государственных вопросов в Иране. Иран сегодня играет заметную роль в международной политике, потому что его союзники являются значимыми государствами: власти Сирии, Ирака и Йемена, «Хезболла» в Бейруте...

"Его позиция отразится не только на Ближнем Востоке, но и на всей нашей планете. Он сейчас испытывает большие сомнения насчет истинных намерений Запада. Он считает, что с помощью обсуждаемого в настоящий момент договора американцы стремятся ограничить иранский суверенитет. Тем не менее, это ясно мыслящий и рациональный человек, который осознает тяжесть экономического положения иранского населения, а также необходимость найти решение проблемы постоянного спада нефтяных котировок и ограничения экспорта в миллион баррелей в день. 70% населения страны - моложе 40 лет, безработица очень высока, а инфляция составляет порядка 20%. Поэтому власти нужно предложить молодежи что-то ещё, помимо запретов и гонений", - поясняет адвокат и публицист, специалист по Ближнему Востоку Ардаван Амир-Аслани

Саудовские лидеры Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд (и Мухаммад ибн Наиф, второй наследный принц и министр внутренних дел) фактически делят власть, потому что рядом со старым королем лидером страны является второй наследный принц и министр внутренних дел, который присутствовал на всех встречах с Бараком Обамой. И стал главой клана Саудов в глазах Саудовской Аравии и всего мира.   Неделю назад на саммите министров стран Лиги арабских государств он открыто объявил войну «Братьям-мусульманам».

"Саудовская Аравия выступает против «Братьев-мусульман», которые в целом представляют собой экзистенциональную угрозу для нефтяных монархий Персидского залива. Почему? Потому что они представляют собой систему с утверждением власти сверху путем клиентеллистской модели распределения ресурсов, тогда как движение «Братьев-мусульман» черпает легитимность из выборов. Мухаммад бин Наиф боится их и Ирана. По правде говоря, он настроен по отношению к Тегерану предельно враждебно. Все это будет лишь способствовать конфронтации между Ираном и Саудовской Аравией", - добавляет эксперт.

Си Цзиньпин, по мнению  Антуана Брюне намерен укрепить позиции юаня и помочь ему в конечном итоге вытеснить доллар. Это год валютных войн, но на уровне статуса, а не курса: Китай поставил в повестку для МВФ в 2015 году отмену права вето США. Кроме того, в этом году будут пересмотрены специальные права заимствования (это происходит раз в пять лет): Китай как первая мировая экономика намеревается заставить США через МВФ признать юань полноправной мировой валютой, если получится, одной из первых. 

"2015 год складывается для Китая особенно выгодно, потому что осторожно поддерживаемая им Россия создает все новые трудности для неудачно влезших в украинский конфликт США. Таким образом, Пекин может заставить Вашингтон сдать позиции на валютном фронте.  Кроме того, сейчас разворачивается настоящая война с ценами на золото, пусть это пока что почти не привлекает внимания инвесторов и тем более широкой аудитории. Россия и Китай сейчас закупают огромные объемы золота, чтобы поднять его стоимость, а США стараются не дать тому подняться выше отметки в 1400 долларов. Однако если у Китая получится добиться поставленной цели, он может нанести серьезный удар, показав, что доллар не заслуживает статуса привилегированной валюты. Сейчас, когда все маски сняты, нам известно, что Си Цзиньпин относится к категории жестких руководителей", - резюмирует Брюне. 

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *