Владислав Белов: Ухудшение экономических связей Европы и России на руку США

Заведующий отделом страновых исследований Института Европы РАН Владислав Белов считает, что Евросоюзу стоит хорошо задуматься перед тем, как вводить экономические санкции против России, поскольку это может разорвать торговые связи между ними, повредив положению обоих.

"Мы должны четко разделить, о каком эмбарго идет речь. Если мы дойдем до той точки, когда ЕС, помимо так называемых легких дискриминационных мер, касающихся прекращения переговоров по визовому режиму, по новому правительственному соглашению, по введению санкций относительно отдельных чиновников, замораживанию их счетов или запрета въезда в страны ЕС и так далее, перейдут к более конкретным вещам, которые будут касаться потока товаров и услуг, это будет катастрофа для всех.

Для России, если это коснется конкретных товарных групп, это потеря для конкретных хозяйствующих субъектов, поставляющих те или иные товары в Евросоюз. Если это будет тяжелая артиллерия, которая коснется поставок углеводородного сырья на рынке стран ЕС, неважно, каких стран Центральной Восточной Европы, Германии и так далее, это существенные потери для "Газпрома" и для российского бюджета. В полной мере это касается и поставок нефти. Мы потерпим существенные убытки.

Если такие меры будут вводиться, по всей видимости, Россия будет симметрично вводить аналогичные меры, которые поставят преграды для них. Ну это такой сценарий-ужас, крайне нежелательный для всех, "хоррор" такой. Соответственно, европейские компании лишаются возможности поставок соответствующих товаров на российские рынки. Это не только машины и оборудование, естественно, это сельскохозяйственные товары. Конечно в большей степени такой возможный сценарий затрагивает страны Центральной и Восточной Европы, у которых в их экспорте в Россию доля таких товаров существенно выше, чем у других стран. Про Германию у меня есть статистика: от поставок товаров и услуг в Россию зависит 300 000 рабочих мест. Конечно, в странах Центральной и Восточной Европы количество мест рабочих, зависящих от поставок в Россию, в совокупности тоже будет составлять достаточно значимое число.

И что мы имеем в сухом остатке? Это возможность не просто потери российского рынка, который, естественно, будет волей-неволей заполняться сначала поставками из других стран: у нас есть страны Юго-Восточной Азии, у нас есть партнер Китай, который с удовольствием будет заполнять образовавшиеся ниши, но, конечно, хотелось бы, чтобы это был подъем отечественной экономики, чтобы повторилась ситуация 1999-2000 годов, когда объективно резкий курс доллара, еще тогда немецкой марки и других валют по отношению к рублю практически оживил отечественную экономику.

Насколько быстро это могло бы произойти сейчас — трудно сказать. В таком случае обе стороны, и Россия и, соответственно, ее европейские партнеры потерпели бы убытки. И когда некоторые европейские политики говорят, чтобы в этой ситуации мы хотели бы посмотреть у кого более долгое марафонское дыхание — это издевательство над здравым смыслом.

То есть соревноваться, кто кому больше отрубит пальцев и кто дольше проживет, ну это вчерашний день и, на мой взгляд, вот в этой ситуации в первую очередь выигрывают США, у которых экономические связи с Россией, по сравнению с Европой, минимальны, но при этом интересы в ослаблении хозяйственно-политического пространства Европы. А это означает, что тут не какой-то заговор, это не планы, далеко идущие, просто объективно в этой ситуации выигрывают американские компании и США в целом. Потому что если бы началось, теоретически, великое противостояние между ЕС и Россией, то американцы бы просто выиграли в целом. Такая ситуация спровоцировала нерегулируемые кризисные процессы в странах Европы. Такой, знаете ли, принцип домино, когда какой-то слабый элемент выпадает и идет непредсказуемая реакция по другим направлениям.

Поэтому мне кажется, что европейские политики не до конца просчитывают возможные последствия с точки зрения возврата стран Еврозоны, стран ЕС в целом в состояние рецессии и возможного экономического кризиса. Пока лодка не раскачана, хотелось бы посоветовать и еврочиновникам из Брюсселя, и уважаемой Ангеле Меркель, которая сейчас четко формулирует позицию ЕС, угрожая России, я имею в виду ее вчерашнюю речь во время правительственного заявления по Украине в Бундестаге. Э

Пока мы находимся в плоскости мягких дискриминационных мер, которые не очень затрагивают ни ту, ни другую стороны, касаются пока отдельных возможностей российских граждан. Может ли состояние противостояния перети точку разумного подхода, это мы увидим в понедельник на следующей неделе,17 марта, после референдума в Крыму. Тогда мои теоретические размышления могут, к сожалению, начать набирать силу, чего не хотел бы пожелать. Если негативный сценарий начнет набирать обороты, будет очень печально".

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить