Адский саммит Ангелы Меркель

Ангела Меркель знала, что саммит G20 будет жестким. Поиск консенсуса между ведущими экономиками мира — в рамках повестки дня, охватывающей и терроризм, и климат, и торговлю, — просто не мог быть простым. Тем не менее даже вечно осторожная канцлер Германии не могла быть готова к фиаско, которое ждало ее в день открытия саммита, когда протестующие заблокировали все улицы Гамбурга.

Пока Меркель пыталась уговорить президента Дональда Трампа принять принципы свободной торговли и отступить от своей жесткой линии в области климата, его жена Мелания была заперта внутри нескольких кварталов, охваченных насилием. И хотя в охраняемом комплексе, в котором проходил саммит, все оставалось спокойно, столпы черного дыма застилали горизонт, постоянно напоминая о напряжении снаружи. В Гамбурге активисты-мародеры жгли автомобили и дрались с полицией, в результате чего около 200 офицеров получили ранения.

Меркель выбрала этот процветающий портовый город в качестве места проведения саммита, поскольку он воплощает лучшие качества Германии: разнообразие, открытость и свобода предпринимательства. Но с начала саммита либеральностью в этом городе и не пахло. Широкие проспекты были пустынны, а большинство улиц наводнено полицейскими и демонстрантами. Звуки сирен заменили пение птиц, а в центре города грохотали взрывы и водные пушки. Одним словом — европейская полицейщина.

Для Меркель, перед которой маячит предвыборная кампания, "большая двадцатка" должна была стать сценой, где она могла бы продемонстрировать свою силу и дипломатическую хватку. Но вместо этого она превратилась в дешевый ужастик.

Но не только насилие нарушало сценарий канцлера. Внутри саммита российский и американский президенты провели длительную встречу, пропустив большую часть дискуссии об изменении климата. И хотя Меркель сказала, что приветствует эту встречу, она не могла не признать, что переговоры Путина и Трампа отвлекли на себя все внимание мировой общественности. Потому в свете крушения повестки дня это своеобразное благословение было скорее всего наигранным.

Да и к вечеру у Меркель было мало позитивных новостей. В тот момент, когда пора было обсуждать методы борьбы с терроризмом, США продолжали спор по ключевым моментам. Как и ожидалось, позиция Трампа "Америка прежде всего" по вопросам торговли и климата осложнила усилия канцлера по формированию консенсуса в "группе двадцати", на которую приходится 80% мирового ВВП.

Выступая перед камерами после первого дня переговоров, Меркель, кажется, была готова упасть без чувств от нервного напряжения. "Очень сложные обсуждения", — сказала она, добавив, что дипломаты будут работать всю ночь.

В это время мировые лидеры отправились на культурный вечер. И пока президенты и премьеры слушали девятую симфонию Бетховена, снаружи бушевали беспорядки. Полицейские к тому моменту давно исчерпали лимит на предупредительные выстрелы.

Одна немецкая телекомпания одновременно транслировала концерт в Эльбской филармонии и уличные столкновения на разделенном экране. Для Меркель это было самое худшее сравнение. А в свете того, что канцлеру так и не удалось выстроить компромисс с участием всех приглашенных стран, ей будет крайне трудно убедить немцев в том, что ее дипломатические потуги, такие, как этот саммит, представляют собой что-то большее, чем трата немалых денег на пустую болтовню.

Виктор Денисенко

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *